Правозащитник А. Сакунц подвел итоги уходящего года: Единственным светлым пятном стал оправдательный вердикт по «делу Матагиса»
Правозащитник Артур Сакунц подвел итоги уходящего года в системе правосудия Армении и пришел к тому заключению, что сегодня в этой системе прогресс не наметился. По его словам, в текущем году в системе было много «позорных» случаев: инцидент в ресторанном комплексе «Арснакар» и «позорное» следствие по делу, преследование по делу активиста Армянского национального конгресса Тиграна Аракеляна, уголовное дело в отношении представителя Хельсинкской ассоциации Армана Везиряна, ситуация, царящая в УИУ республики, случаи членовредительства. «Органы исполнительной власти не адекватно оценивают ситуацию, а их оценки скорее говорят об отсутствии умения воспринимать проблемы, имеющиеся в системе», – об этом в интервью Panorama.am отметил правозащитник.
Программа судебно-правовых реформ на 2012-2016гг., которая, как заявляет министр юстиции Грайр Товмасян, приведет к значительным изменениям, по мнению Сакунца, не может решить проблем в системе. В частности, по его словам, экспертная группа ЕС по обеспечению независимости судебной власти в Армении выразила обеспокоенность, указав на ряд пунктов, которые не включены в эту программу. «Формулировки в программе настолько обобщенные, что если даже какой-либо пункт будет выполнен, невозможно будет дать оценку тому, был ли он выполнен или нет», - считает правозащитник.
Следующей проблемой судебной системы Артур Сакунц считает вопрос, связанный с назначением судей и управлением списка должностной пригодности, что, по его словам, содержит множество рисков для судебной власти.
«Совет правосудия выдвигает президенту кандидатуры для назначения судьями, однако если президент принимает решение не назначать кандидата, он не только не выносит обоснованного решения, указав на причины, но и даже исключает кандидата из списка должностной пригодности», – подчеркнул Сакунц.
Еще одним упущением в программе судебно-правовых реформ, правозащитник считает раздел, касающийся полиции, поскольку это структура, осуществляющая предварительное следствие.
«В эту программу включено множество предложений, представленных институтами гражданского общества, однако ни одному из них не уделено достаточного внимания. Я считаю, что это довольно поверхностная программа, не учитывающая наши предложения», – заметил он.
Результаты реформ, осуществленных в системе полиции в 2010-11 годах, Артур Сакунц не считает ощутимыми: в результате этих реформ изменения были внесены в такие документы, которые не доступны общественности. «По сути, я не могу назвать программой реформ документ, в котором не публикуются результаты этой программы. В отделениях полиции по факту насилия в отношении граждан не возбуждают уголовные дела, мы не можем обжаловать решение об отказе в возбуждении уголовного дела», – отметил Артур Сакунц.
«Дело Матагиса» является тем исключительным делом, когда общественный контроль над судебным процессом осуществлялся постоянно, то есть гражданская активность помогла судьям противостоять давлению прокуратуры, подчеркнул Сакунц. То есть правосудие осуществилось не в зале судебных заседаний: егостало возможно добиться благодаря требованиям гражданского общества. Однако у общества нет такого количества ресурсов, чтобы следить за всеми уголовными делами», – продолжил правозащитник.
Еще одним случаем, вызывающем беспокойство, в уходящем году Артур Сакунц назвал случаи дискриминации, в частности, нападение на клуб «D.I.Y». Единственным светлым пятном в уходящем году правозащитник считает оправдательный вердикт по «делу Матагиса», который, по его словам, является конкретным результатом общественной активности и активности правозащитников.
Результатом активной борьбы гражданского общества в уходящем году Артур Сакунц считает то, что активисты-экологи добились демонтажа павильонов на сквере Маштоца, акции против эксплуатации ГЭС на водопаде Трчкан, борьбу за лишение Рубена Айрапетяна депутатского мандата после инцидента в ресторане «Арснакар».
«Все эти эпизодические случаи внушают нам некоторую надежду. Однако серьезным поводом к беспокойству является то обстоятельство, что никаких изменений в системном подходе нет», – резюмировал правозащитник.