У США и Израиля возникли явные и принципиальные разногласия по решению «иранского вопроса». Комментарий А. Петросяна
Востоковед Армен Петросян видит некоторое сходство реалий предвыборного периода в Израиле с сегодняшней армянской действительностью – в канун предстоящих 18 февраля президентских выборов. По его словам, «в обоих случаях есть явный фаворит».
Корреспондент Panorama.am провел беседу с экспертом о результатах состоявшихся в Израиле парламентских выборов и возможных развитиях в поствыборный период.
- Как и в какой обстановке прошли парламентские выборы?
- В целом, вряд ли в Израиле нашлись бы такие, кто сомневался бы в победе на выборах возглавляемых премьер-министром Биньямином Нетаньяху и главой МИД Авигдором Либерманом правых сил – блока партий «Ликуд» и «Наш дом Израиль». Однако следует отметить, что победа этих сил была не очень убедительной, поскольку они получили намного меньше ожидаемых голосов, что можно объяснить, пожалуй, подходами и предвыборной кампанией этой правящей силы.
Весьма неожиданным был успех занявшей второе место левоцентристской партии Яира Лапида «Йеш атид» («Есть будущее»), которая набрала 19 мандатов.
А в целом, из 120 мест Кнессета разница в распределении мандатов между правыми и левыми силами незначительная, что естественно ставит в довольно сложное положение нынешнего премьера в переговорах по формированию коалиции.
- А чем Вы объясните подобный ход развитий?
- Основная причина таких результатов и подобного успеха партии Лапида, пожалуй, обусловлена царящей в израильском обществе атмосферой и осуществленной Лапидом грамотной предвыборной кампанией.
Тем не менее, не следует упускать из виду также одно обстоятельство – беспрецедентную активность избирателей за последние 14 лет, порядка 67% , поскольку в этот раз в голосовании участвовала та часть израильского общества, которая довольно пассивна и не очень интересуются политикой.
- Какие возможные коалиции предполагаются?
- Вообще за всю историю Израиля какой-либо силе не удавалось одержать абсолютную победу, получить в Кнессете больше половины мест, хотя бы 61 мандат. Следовательно, коалиционные правительства – уже сформировавшаяся традиция в системе государственного управления этой страны.
Пожалуй, основной проблемой поствыборного периода является расширение состава формируемой правящей коалиции и, следовательно, ее стабильность.
В данном смысле премьер-министра Нетаньяху ожидают тяжелые переговоры, серьезные спекуляции в вопросе дележа властного пирога. Очевидно одно: формируемая коалиция не будет иметь абсолютной правой направленности и действующему премьеру будет довольно сложно полноценно продвигать подходы консервативного блока в решении внутренних и внешних проблем.
-Какое влияние будут иметь результаты выборов на региональные развития, в частности в контексте ситуации вокруг Ирана?
- Сложившиеся в результате выборов реалии позволяют утверждать, что основными ответственными за внешнюю политику государства останутся те же лица, к чему и стремились лидеры блока «Ликуд» и «Наш дом Израиль», идя на внеочередные выборы.
Во всех случаях, не думаю, что какое-либо правительство Израиля без согласия США пойдет на самостоятельные шаги в этом вопросе. В данном контексте между США и переизбранным руководством Израиля есть явные принципиальные разногласия с точки зрения подходов к решению «иранского вопроса».
Хотя следует отметить, что отношения между двумя странами имеют стратегический характер и, несмотря на некоторое охлаждение в отношениях правящих режимов, их характер отнюдь не меняется.
-А какие развития можно ожидать в процессе мирного урегулирования израильско-палестинского конфликта?
- Можно предположить, что, несмотря на постоянно усиливающееся международное давление, ожидать ключевых изменений в подходах новых властей Израиля, нереально, так как особенно в последние годы в израильском обществе и, следовательно, на политическом поле, параллельно растут праворадикальные и фундаментально-религиозные течения, в основе идеологии которых лежит религиозный сионизм, единый, неделимый Израиль. Ярким примером этого является успех партии «Израильский Дом» («Байт иехуди») во главе с Нафтали Беннет, набравшей в Кнессете 12 мест.
Следовательно, можно констатировать, что нынешние правящие круги Израиля не готовы к мирному урегулированию, особенно, после инициированных палестинской стороной в ООН последних действий.
- А можно ли ожидать некоторых изменений в армяно-израильских отношениях, особенно в контексте ожидаемого поствыборного перераспределения сил в двух странах?
- Отношения между нашими странами имеют серьезный потенциал развития, для полноценной реализации которого необходима политическая воля двух сторон. На мой взгляд, здесь, прежде всего, должна предпринять действия израильская сторона, в частности, пересмотреть осуществляемую на Южном Кавказе несбалансированную политику.
Следовательно, остается надеяться, что этот вопрос будет по достоинству оценен формируемым в Израиле новым правительством и во внешнеполитической повестке ему будет уделено первоочередное место.