СТАНЕТ ЛИ БАРИ 70-м?
В преддверии 100-летия Геноцида Турция все активнее прибегает к политике угроз и шантажа.
Panorama.am представляет статью газеты “Голос Армении”.
Если посмотреть на карту, то Бари находится прямо у основания "каблука итальянского сапога" - на побережье Адриатического моря. Название этого портового города с населением 325 тысяч человек в последние дни неожиданно оказалось в центре армяно-турецких перипетий. 19 января именно в той части берега, где почти 100 лет назад высадились спасшиеся от Геноцида армяне, состоялась церемония открытия и освящения хачкара. Но не только. Бари готовится пополнить список итальянских городов, признавших Геноцид армян. Соответствующая резолюция представлена мэрией на утверждение Городской палаты (совета), в связи с чем власти Бари стали мишенью плохо завуалированных дипломатическим этикетом наглых требований со стороны Посольства Турции в Италии.
26 января в местной газете LA REPUBBLIKA появилось сообщение об установке хачкара и готовящемся акте признания. Газета также писала, что посол Турции в Италии Хаки Акил в этой связи обратился к мэру, призвав его "остановиться, пока не поздно". "Посол отмечает, что это очень тонкий вопрос, так что нужно время, чтобы ответить на него" - сообщала газета, подчеркивая, что в письме содержится вежливое и в то же время настоятельное требование к мэрии отложить рассмотрение этого вопроса, поскольку он находится исключительно в компетенции суда. Наконец, приведен обычный в таких случаях "довод": в случае утверждения указанной резолюции в Городской палате отношения между Турцией и Италией могут быть испорчены.
Незадолго до этого в социальной сети Фейсбук была открыта страничка Центра изучения творчества поэта Гранта Назарянца (члена Итальянской академии, прожившего в Бари около 50 лет и скончавшегося здесь в 1962г.), создатель которой Карло Коппола начал активную кампанию в пользу признания Геноцида и 26 января обратился к пользователям с призывом направлять письма поддержки мэру Бари Микеле Эмилиано. Судя по той активности, которую проявили армянские пользователи, мэр получит в эти дни достаточно солидную поддержку. Однако агрессивность турецкой стороны не оставляет сомнений в том, что даже в случае с отдельным небольшим итальянским городом Анкара будет сопротивляться по полной и зубами отстаивать свои интересы. Очевидно также, что с целью помешать принятию решения Турция не погнушается прибегнуть к самым низменным - вплоть до насильственных - методам.
Вспомним свидетельствующие об этом предшествовавшие барийской истории тревожные сигналы. В конце октября прошлого года появилось сообщение о том, что власти болгарского города Ямбол, которые два года назад единогласно приняли декларацию о признании Геноцида армян, объявили документ недействительным. Решение обосновывалось практически турецкой формулировкой: наличие декларации отрицательно сказывается на отношениях с Турцией. Власти города не скрывали, что решение было принято под давлением предприятий и организаций, которым документ мешал в реализации совместных с турками проектов.
В начале ноября прозвучал другой сигнал - из Дании, где открылась выставка "Геноцид армян и скандинавский отклик". После неудачных попыток помешать мероприятию Посольство Турции потребовало предоставления возможности организовать "альтернативную выставку". Усилиями турок в СМИ Дании появилось множество публикаций, отражающих турецкую точку зрения. Руководство Королевской библиотеки поддалось на шантаж и согласилось с требованиями Анкары, что вызвало бурю возмущения со стороны общественности самой Дании и Европы в целом. Впрочем, намерения турок так и остались на бумаге, никакой альтернативной выставки не последовало, а вот армянская экспозиция демонстрировалась - по просьбе руководства библиотеки - даже дольше намеченного срока.
И вот теперь назревает противостояние в Италии. Отметим, что, в отличие от Болгарии и Дании, в данном случае речь идет о стране, которая в ноябре 2000 года официально, на уровне парламента, признала и осудила Геноцид армян. Вместе с тем отдельные города этой страны считают своим долгом на местном уровне также принимать соответствующие резолюции, и Бари может стать 70-м в этом ряду. Судя по сообщениям, вопрос войдет в повестку дня ближайшего заседания Городского совета - если Анкаре не удастся помешать этому процессу.
Не приходится сомневаться в том, что, при всем уважении к руководству и гражданам Бари, значение вопроса выходит далеко за рамки признания Геноцида отдельно взятым городом. В преддверии 100-летия трагедии проблема обретает характер беспощадного и острейшего противостояния, в котором Турция уже не считается с условностями, срывает все напяленные на себя "цивилизованные" маски и идет практически ва-банк, прибегая в том числе к насильственным методам. Угрозы, шантаж, бесцеремонные требования, отказ от сотрудничества и бизнес-проектов даже в ущерб самим себе - все это, несомненно, будет целенаправленно пущено в ход и по мере приближения годовщины носить все более агрессивный характер с использованием всего арсенала испытанных средств. Армянской стороне и ее друзьям во всем мире следует быть готовыми к беспрецедентному ужесточению противостояния, в котором Анкара, судя по всему, готова пойти на все, лишь бы застопорить дальнейшее признание Геноцида мировым сообществом.
На этом пути Бари действительно может оказаться своего рода пробным камнем. Не секрет, что после подписания злополучных протоколов процесс признания Геноцида несколько приостановился. Вместе с тем именно приближающееся 100-летие, а также фактический крах усилий по налаживанию армяно-турецких отношений способны придать ему новый импульс. Если туркам удастся припугнуть мэрию Бари и остановить принятие резолюции, это может стать прецедентом для других городов и стран, тем более, повторюсь, речь идет о стране, 12 лет назад признавшей Геноцид. Анкару же этот "успех" вдохновит на новые "подвиги" и позволит вести кампанию отрицания еще более откровенно, нагло и лицемерно, благо опыта в политике угроз, шантажа и запугивания этой стране давно не занимать.