Дело Сафарова: будет ли продолжение?
19 февраля исполняется 9-я годовщина убийства Гургена МАРГАРЯНА
Panorama.am представляет вниманию читателей статью газеты “Голос Армении”.
"31 августа - день моего рождения. И мне преподнесли в прошлом году такой подарок... Это как нож в сердце - и до сих пор не проходит. Не понимаю, как могло такое произойти? И почему мы все-таки так ничего и не предприняли?" Это строки из письма одной нашей соотечественницы из Будапешта, журналистки, в свое время активно занимавшейся и освещавшей весь процесс по делу об убийстве Гургена Маргаряна. Увы, обнадежить ее в отношении того, что делает или собирается делать Армения, практически нечем.
На днях, выступая в парламенте, министр юстиции Грайр Товмасян в очередной раз заверил, что, дескать, правительство по-прежнему намерено обжаловать в международных инстанциях помилование Сафарова. По словам Товмасяна, его ведомство на данный момент "ведет подготовительную работу по всем направлениям, в которой участвуют не только сотрудники министерства, но и привлеченные извне эксперты". Однако министр категорически отказался раскрывать детали, ссылаясь на конфиденциальность работы.
Очень хотелось бы верить, что министерство действительно целенаправленно работает по этому вопросу, а главное - подходит к делу на самом высоком профессиональном уровне. Тем более что, к сожалению, прошедшие после передачи Венгрией Азербайджану преступника пять с лишним месяцев не дают никаких оснований для оптимизма в этом вопросе. За этот период Армения на разных уровнях упустила несколько возможностей задействовать именно правовые механизмы привлечения к ответственности тех, кто допустил позорную сделку, прежде всего в самом Будапеште и с вовлечением именно венгерских структур. Речь идет, в частности, об армянской общине, а также - что может быть важнее - об омбудсмене Венгрии.
Напомню, что вплоть до конца осени прошлого года представители армянской национальной автономии регулярно заявляли о своем намерении обратиться в суд своей страны и оспорить решение правительства. Это весьма похвальное стремление, однако не было никак поддержано в Армении, хотя очевидно, что сил у общины может не хватить и нужна реальная поддержка на юридическом или хотя бы моральном уровне. Тем более что, согласно венгерским законам, подать иск необходимо было в течение месяца. Поддержать соотечественников могли бы сразу несколько ведомств - прежде всего министерства юстиции, диаспоры и иностранных дел. Хотелось бы ошибаться, но, судя по отсутствию в последнее время подобных сообщений из Будапешта, следует предположить, что в условиях отсутствия деятельной поддержки из Армении наши венгерские соотечественники просто опустили руки.
Между тем месяц назад, 11 января, появилась информация о том, что омбудсмен Венгрии представил отчет по делу Рамиля Сафарова, причем, как сообщил вице-председатель армянской автономии Никогос Акопян, довольно критичный. Сообщалось также, что документ переводится на английский язык и ориентировочно в середине января будет распространен. Пока в прессе ничего не сообщается о распространении документа, однако вновь возникает вопрос: почему из Армении не последовала поддержка усилий омбудсмена со стороны его коллеги?
В 2005 году автор этих строк присутствовала на суде в Будапеште именно в качестве представителя защитника прав человека РА. Тогда же были проведены встречи с омбудсменом Венгрии, на которых обсуждался в первую очередь вопрос Сафарова. Вроде бы дежурная встреча обернулась серьезным разговором в силу того, что азербайджанская сторона успела "наследить" и тут, буквально наводнив офис венгерского омбудсмена пропагандистской макулатурой и снабдив сотрудников абсолютно ложными сведениями. К сожалению, в отношении будапештского убийства - уже с учетом новых обстоятельств - нынешний омбудсмен Армении проявляет поразительное равнодушие. Во всяком случае каких-либо сообщений о его действиях - хотя бы в контексте защиты интересов второго армянского офицера, Гайка Макучяна, и сотрудничества с венгерским коллегой в вопросе юридической обоснованности экстрадиции Сафарова - в прессе не появлялось. Между тем именно эта связка - омбудсмен-армянская община - могла стать наиболее действенным звеном для подачи иска в Венгрии, если бы в Армении проявили адекватную заинтересованность.
Именно отсутствие реальных и конкретных шагов вынуждает думать, что армянская сторона так и ограничится в этом вопросе получением ничего не значащих в реальной политике исключительно моральных дивидендов. Если же Министерство юстиции РА и правда готовит сюрпризы, то столь конфиденциально работающей группе надо поторопиться - по прошествии шести месяцев обращение в Европейский суд по правам человека как на государственном, так и на частном уровне станет невозможным. И 19 февраля - 9-ю годовщину убийства Гургена мы впервые встретим в условиях безнаказанности освобождения, помилования и героизации его убийцы.