Феномен Facebook для Армении в оценках экспертов. Соцсеть как гарант свободы слова и инструмент воздействия на политику
В предвыборный период в Армении социальная сеть Facebook стала площадкой, собравшей всю общественность, начиная с представителей политической элиты до рядовых пользователей. Соответствующее мнение в ходе сегодняшнего обсуждения в Медиа-центре по теме «Как отражаются выборы в альтернативных СМИ, социальных сетях» выразила директор исследовательского центра «Регион» Лаура Багдасарян.
По ее словам, активными участниками политического процесса стали и избиратели. Так, если ранее в выборных процессах основными источниками распространения и получения информации являлись СМИ, отсутствовало участие избирателей, то сегодня Facebook предоставляет прекрасную возможность для этого, формирует дискурс, который может повлиять на решение того или иного человека. Социальной сети придают важность и сами кандидаты в президенты, лично размещают посты в Facebook (особенно в этом плане выделяются Паруйр Айрикян и Грант Багратян).
«Насколько использование соцсети эффективно, это уже другой вопрос, но нужно учитывать, что мы имеем дело с фактом, где представлена общественность, которая принимает активное участие в обсуждениях, диктует политическим деятелям свой дискурс», – сказала Л. Багдасарян.
Не представлен в Facebook только кандидат в президенты, лидер Республиканской партии Армении (РПА) Серж Саргсян.
По наблюдениям представителя общественной организации содействия СМИ «Интерньюс» Гегама Варданяна, бессмысленно появление в соцсети информации, уже имеющейся на сайте кандидата в президенты. По его мнению, Facebook нужна для обсуждений, отклика на комментарии. «Если это односторонний процесс, он неэффективен», – подчеркнул он.
Специалист по информационной безопасности Самвел Мартиросян в свою очередь отметил, что, по его наблюдениям, наиболее активно возможности Facebook использует команда кандидата в президенты, лидера партии «Наследие» Раффи Ованнисяна, а другой кандидат – лидер Объединения «Национальное самоопределение» (ОНС) Паруйр Айрикян – оказался в центре внимания пользователей соцсети только после совершенного на него покушения. «У нас есть инструмент, который мы не можем не использовать», – добавил он.
А директор сайта eMedia.am Седрак Мкртчян отметил, что Facebook решила проблему, которую на предыдущих президентских выборах не смогли решить блоггеры, – обеспечила оперативность.
Представитель партии «Наследие» и активный пользователь соцсети Степан Сафарян обратил внимание, что сегодня влияние Facebook чрезвычайно сильное. «Говорят, что сегодня СМИ – свободны. Они свободны, так как существует Facebook. Социальные сети не оставили возможности и смысла телекомпаниям что-либо скрывать», – сказал Сафарян, добавив, что Facebook сегодня оперативно влияет на политику.
Лаура Багдасарян отметила также, что в предвыборный период в Facebook стал заметен рост черного PR, юмора, сарказма. «В этом нет никакой искусственности. Люди откликаются на все явления, которые есть на нашем политическом поле. Facebook превратился в некий узел, дискурс, который отныне диктует определенную модель поведения даже властям», – резюмировала директор исследовательского центра «Регион» Лаура Багдасарян.
Известно, предвыборная кампания к предстоящим 18 февраля президентским выборам в Армении стартовала 21 января и продлится до 16 февраля 24:00 по ереванскому времени. Для участия в выборах ранее ЦИК зарегистрировала 8 кандидатов в президенты: действующего президента РА, председателя Республиканской партии Армении Сержа Саргсяна; бывшего премьер-министра РА, лидера партии «Свобода», депутата парламента Армении Гранта Багратяна; главу Объединения «Национальное самоопределение» Паруйра Айрикяна; председателя правления партии «Наследие» Раффи Ованнисяна; беспартийного директора «Радио Ай» Андриаса Гукасяна; политического советника сети гражданского общества «Беженцы и международное право» Армана Меликяна; специалиста по эпосу Вардана Седракяна; лидера партии «Национальное согласие» Арама Арутюняна. 8 февраля заявление о самоотводе представил в ЦИК А. Арутюнян.