Девять лет и шесть месяцев
19 февраля в Будапеште был убит Гурген Маргарян
Panorama.am пердставляет вниманию читателей статью газеты “Голос Армении”.
"В тот день, 31 августа, я написала письмо судье Андрашу Вашкути, снова поблагодарив его, и он ответил мне, что сожалеет о случившемся и понимает, что особенно тяжело это для семьи Гургена, получившей фактически второй удар..." Это - строки из письма одной венгерской журналистки, нашей соотечественницы, освещавшей судебный процесс по делу Сафарова в 2004-2006гг. Еще она писала о том, что большая часть венгерского общества крайне негативно оценила передачу убийцы Азербайджану, считая, что это позор для их страны.
Буквально на днях такую же позицию высказала еще одна представительница Венгрии, находящаяся в Армении в качестве члена наблюдательской миссии. "Я согласна с властями Армении и осуждаю решение правительства Венгрии в отношении Сафарова", - заявила депутат Совета Европы Зита Гурмаи, подчеркнув, что надеется на восстановление отношений Армении с Венгрией в случае, если на парламентских выборах 2014 года в ее стране победит оппозиция.
Тот страшный день - 19 февраля 2004 года в очередной раз провел жирную черту между цивилизованным миром и Азербайджаном. Не поддающееся пониманию живущего в XXI веке нормального человека дикое убийство спящего человека, выбор орудия преступления и все его леденящие душу подробности выпукло и безоговорочно показали истинное лицо того зомбированного нелюдя, которого стремятся оправдать власти этой страны под контролем старшего брата. Все последующие события - гнуснейшие измышления, призванные оклеветать жертву и оправдать убийцу, омерзительная кампания низменной лжи и героизации преступника, кульминацией которой стало заявление адвоката Сафарова о том, что "убийство армянина не является преступлением в Азербайджане", - четко показали, кто есть кто. Между героизирующим преступника Азербайджаном и потрясенной чудовищным убийством Арменией оказалась Венгрия в лице судьи Андраша Вашкути и общественности этой страны, разгневанной в том числе и тем, что Сафаров осквернил гостеприимство венгерского народа. Тогда Венгрия вышла из этого нелегкого испытания с честью, не поддавшись на многочисленные провокации и остальные известные методы стороны преступника и продемонстрировав по-настоящему беспристрастный и профессиональный подход к делу.
Спустя 8 с половиной лет та же Венгрия выставила себя в совершенно ином свете. Карта, на которой на территории страны было написано: "Продается", - стала наиболее адекватной оценкой того, что сделали ее власти, передав убийцу и удостоившись порицания и резкой критики со стороны в первую очередь своей же общественности. 31 августа 2012 года провело столь же жирную черту уже между Арменией и цивилизованным миром - с одной стороны, и властями Венгрии в обнимку с режимом Алиева - с другой.
Вспоминая сегодня невинно убиенного Гургена Маргаряна, пополнившего список миллионов убитых рукой турка армян, стоит коротко оценить ту ситуацию, в которой оказались все три страны именно в контексте будапештского убийства. Потому что ситуация, сложившаяся спустя 9 прошедших со дня преступления лет и 6 месяцев после передачи (намеренно не использую правовой термин "экстрадиция", легализующий действия венгерских властей), весьма показательна именно с точки зрения выбора пути, по которому им идти дальше - как в плане политико-правовом, так и - что, возможно, важнее - нравственных ориентиров.
Проще всего обстоит дело с Азербайджаном: эта страна стремительно скатывается в пучину мракобесия и варварства, выказывая все признаки массового психоза и зомбированности. Последовательное и целенаправленное промывание, извините, мозгов в связи с делом Сафарова вспыхнуло после августовского потрясения с новой силой и с новыми гнусными "подробностями": теперь уже в сознание обывателя усиленно вдалбливается мысль о том, что, оказывается, Гурген... не спал, что дверь его комнаты была заперта и он "встал, чтобы открыть ее..." Приводить остальные измышления воспаленного ума деятелей азерпропа вряд ли стоит, настолько они чудовищны в своей лживости и оторваны от реальных обстоятельств, подробно задокументированных материалами дела. Однако куда более красноречивой оказалась другая позорная кампания официального Баку: травля писателя Акрама Айлисли. Осыпание почестями, наградами и материальными благами убийцы, осужденного на пожизненное заключение, - и лишение всех титулов и социальных благ и общенациональная травля, сопровождающаяся массовой истерией в отношении писателя, посмевшего высказать наболевшее... Вовсе не случайно косвенное признание самого Айлисли в том, что роман свой он решился опубликовать именно после скандала с Сафаровым.
По прошествии почти шести месяцев Армения еще не определилась со своими шагами в правовом поле. Министерство юстиции упорно отказывается предоставлять информацию, туманно намекая на готовящиеся действия в этом направлении. Однако уже очевидно, что из дела, которое могло бы стать переломным именно с точки зрения карабахского противостояния, армянская сторона так и не смогла извлечь весомых дивидендов. Что дает возможность стране-агрессору, помиловавшей и наградившей убийцу за кровавое преступление, вновь пытаться диктовать свои условия в вопросе, скажем, того же Степанакертского аэропорта. Те моральные выгоды, которые якобы получила Армения от дружного американо-европейского осуждающего хора, не могут считаться сколь-нибудь значимыми на фоне чудовищности и самого преступления, и последовавшего в Азербайджане после 31 августа шабаша. Напомним, что до конца срока подачи какого-либо иска в Европейский суд по правам человека остается менее 10 дней.
Что касается Венгрии, то эта страна благодаря своим властям оказалась сегодня фактически изгоем в Евросоюзе. Выбор, который сделало венгерское руководство летом нынешнего года, был на самом деле не просто выбором - отдавать или не отдавать преступника в обмен на денежные потоки. При всей продажности европейской политики это был выбор опять-таки ценностных приоритетов страны и ее дальнейшего пути по меньшей мере на срок правления нынешних политических сил. Демонстративное сближение Будапешта с Баку и Анкарой неизбежно привело к отрыву от Евросоюза и Европы. Вовсе не случайно именно в Будапеште турецкий премьер Эрдоган позволил себе наглое заявление о том, что-де Турция не признает такой страны, как член Евросоюза Кипр. Судя по сообщениям прессы, руководство другого члена ЕС - Венгрии даже не пикнуло в ответ.
Стоит вспомнить, что в самый разгар скандала с Сафаровым власти Венгрии попытались оправдаться за свои шаги. Так, азербайджанской стороне была вручена нота МИД, в которой выражалось недовольство помилованием убийцы. Называя это решение "неприемлемым", Венгрия обвинила Азербайджан в нарушении достигнутых ранее договоренностей, согласно которым Сафаров должен был продолжить отбывать срок на родине, а право досрочного освобождения могло быть предоставлено ему только через 25 лет, и назвала действия Баку "противоречащими международному праву". Однако никаких правовых последствий это недовольство опять-таки не получило. Венгрия не обратилась в суд по поводу нарушения Азербайджаном правовых норм, упустив тем самым шанс оправдаться и перед собственной общественностью, и перед международным сообществом.
Сегодня, в день памяти Гургена Маргаряна, ясно одно: как не закончилось будапештское дело 13 апреля 2006г. вынесением приговора преступнику, так не закончилось оно и по прошествии 9 лет. Слишком чудовищным было содеянное Азербайджаном и Турцией руками "совместного" выкормыша. Слишком логично укладывается трусливое ночное убийство топором безоружного спящего человека во всю историю противостояния. Не карабахского и даже не армяно-турецкого - противостояния добра и зла, высокого и низменного, варварства и жертвенности. Противостояния на цивилизационном уровне, которое, безусловно, определяло и будет определять весь ход мировой истории и человечества.