Британский журнал: Правление обоих Алиевых ознаменовали фальсификации выборов, пытки оппонентов и коррупция
Семья Алиевых правит Азербайджаном десятилетиями, Гейдар Алиев – отец семейства, был главой Коммунистической партии в лучших сталинских традициях и президентом Азербайджана с 1993-го по 2003-й год. Его сын Ильхам Алиев - выходец из советских спецслужб, что создало для него хорошие возможности стать преемником своего отца, говорится в статье в британском журнале «New Internationalist».
«Хорошие связи в КГБ оказались важнее демократических ценностей на азиатской части бывшего СССР. Страны Кавказа, в том числе Азербайджан, расположенный на берегу Каспия, вынуждены сохранять тонкой баланс между Россией на севере и исламским миром на юге, в то же время сохраняя хорошие отношения с Европой, нуждающейся в газе и нефти и Соединенными Штатами, одержимыми геополитическим позиционированием. Неудивительно, что нужды и желания рядовых азербайджанцев ни во что не ставятся», - говорится в публикации.
«Фальсификации выборов, пытки оппонентов, широко распространенная коррупция и показные проявления власти и богатства ознаменовали собой правление обоих Алиевых»,- пишет журнал.
Издание отмечает, что Ильхам Алиев обеспечивает крохотные признаки демократии для внешнего потребления, однако на деле все по-прежнему: обогащение узкого правящего круга. Согласно организации«Transparency International», Азербайджан занимает 6-ое место среди самых коррумпированных стран мира.
«Имя «благодетельных Алиевых» - повсюду. Если вам повезет полететь в Баку (старый красивый город, процветающий за счет нефтедолларов), вы приземлитесь в Международном аэропорту Гейдара Алиева. Во время визита вы можете посетить семинар в Центре исследований наследия Гейдара Алиева, затем, может быть, посетите красивый Культурный центр Гейдара Алиева стоимостью $250 миллионнов. Вы уловили мою мысль», - пишет автор.
По его словам, чтобы воздать дань памяти покойному диктатору Гейдару Алиеву, нет необходимости ехать в Баку: памятники Гейдара Алиева установлены по всему миру – Каире, Белграде, Мехико, что заставляет местных жителей удивляться: «Кто этот человек, в конце концов?»
«Как и многие богатые нефтью страны, азербайджанцы считают нефть и благословением и проклятием. Она обеспечивает высокий доход на душу населения и большой потенциал, если бы проводилась справедливая политика развития. Однако на практике нефть превратила страну в петрократию со всеми вытекающими последствиями: хищения, неравенство, авторитаризм и деградация», - говорится в статье.
Согласно изданию, доход на душу населения свыше $5,000 – довольно высокий для региона, однако за внешним блеском Баку прячется высокий уровень бедности села и проблема беженцев (по официальным данным их свыше 600 тыс.), являющаяся следствием карабахской войны.
«Власть Ильхама знаменита преследованиями любого человека, который называет вещи своими именами. Оппозиционным партиям постоянно не удается добиться успеха в борьбе с правящей партией Алиева, а его победа на президентских выборах с более чем 85% голосов является типичным признаком диктатуры. Когда арабская весна распространилась в сторону Азербайджана, правительство Ильхама Алиева было безжалостным: около 400 активистов все еще остаются в тюрьме. Свобода прессы и интернета жестко ограничены, и независимые журналисты подвергаются побоям, арестам и шантажу», - сказано в публикации.
В статье отмечается, что Алиевы всегда умели хитро разыгрывать националистическую карту. «В сентябре 2012 года Ильхам официально помиловал лейтенанта Рамиля Сафарова, который был признан виновным в убийстве спящего армянского военного в 2004 году в Венгрии на языковых курсах, проводящихся под эгидой НАТО. Венгрия отправила его домой, чтобы он там отбыл оставшуюся часть приговора, а Ильхам не только сразу же отпустил его на волю, но и присвоил звание майора, выдал заработную плату и новую квартиру. Азербайджанские националисты были в восторге, армяне возмущены и венгерское правительство оказалось в неловкой ситуации из-за слухов о большом займе азербайджанских нефтедолларов», - пишет «New Internationalist».