Азербайджан разразился тремя нотами протеста
Panorama.am представляет вниманию читателей статью газеты “Голос Армении”.
26-27 февраля Азербайджан разразился аж тремя нотами протеста – в адрес МИД России, Франции и Литвы. Первая касалась публикации на сайте РИА Новости, вторая – провокации, устроенной азербайджанцами в Париже в одном из залов Национального собрания. Третья нота была вызвана причиной посерьезнее: созданием в Сейме Литвы группы дружбы с Нагорно-Карабахской Республикой.
Нвооруженным глазом видно, что в последнее время пропагандистско-политический курс и действия Баку приняли поистине остервенелый характер. Безнаказанность грязной сделки с Будапештом и демонстративного поощрения убийцы на государственном уровне вдохновили режим Алиева на продолжение антиармянской кампании с уже практически нескрываемым игнорированием всех и всяческих норм цивилизованного общества. Вместе с тем несомненен и тот факт, что главной причиной усиления агрессивности Азербайджана во всем, что касается Армении и Арцаха, стала активизация армянских сторон как в информационно-пропагандистской, так и в дипломатической сфере. В Баку уже не брезгуют абсолютно ничем, доходя порой до абсурдных даже для азерпропа заявлений. Никак иначе не воспримешь требование "национал-демократической партии "Серые волки" ("Бозгурд") "выявить и строго наказать участников преступления на почве расизма во Франции". В случае же, если Париж не пойдет на выполнение этих требований, "серые волки" обещают поддержать национально-освободительные движения "находящихся под французской оккупацией" народов (бретонского, корсиканского, баскского и др.).
Абстрагируясь от пропаганды, в сфере которой Азербайджан сегодня уже чувствует себя отнюдь не так вольготно, как еще 3-4 года назад, остановимся на событии, которое можно считать наиболее значительным в процессе международного признания НКР. Впервые за годы карабахского противостояния в парламенте европейской страны создана группа дружбы с Арцахом. Напомним, что соответствующую декларацию приняла 26 февраля в Вильнюсе группа депутатов Сейма Литвы, причем произошло это в присутствии министра иностранных дел НКР.
Реакция Азербайджана оказалась яростной. Посольство этой страны в Литве провело встречи с руководителями и отдельными депутатами Сейма, добившись заявлений и заверений в том, что, дескать, они не поддерживают этот шаг своих коллег и придерживаются позиции "территориальной целостности Азербайджана". Была вручена дипломатическая нота протеста, а азербайджанская община Литвы дошла до того, что пригрозила ухудшением отношений не только со своей страной, но и с Турцией. Словом, протест по полной программе и с использованием всего арсенала средств.
Подобная реакция вполне объяснима. в Баку отлично понимают, что формирование группы дружбы с Арцахом в литовском парламенте является существенным шагом в направлении признания второго армянского государства. Более того, объявлению о создании группы предшествовало другое мероприятие в Сейме - конференция на тему "Армения – Литва. Взгляд в недавнее прошлое", посвященная 25-летию национально-освободительной борьбы армян Арцаха, в ходе которой присутствующие также почтили память жертв погромов в Сумгаите. В контексте недавней общей советской истории такое совпадение представляется не случайным: именно Армения и Литва в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века оказались в авангарде демократических процессов в бывшем СССР, были налажены тесные связи и сотрудничество между Армянским общенациональным движением и организацией "Саюдис".
Однако с учетом сегодняшних реалий стоило бы вспомнить и другое, а именно: абсолютно точные сравнения между Азербайджаном и Литвой с однозначными выводами, сделанными американской газетой New York Times в дни геноцида армян в Баку. 19 января 1990 года в статье, озаглавленной весьма красноречиво "Национализм в самом гнусном своем проявлении", газета писала: "Азербайджан – не Литва. Националисты в Литве в своей борьбе за независимость от Москвы используют ненасильственные, мирные методы. Националисты в Азербайджане тоже говорят о независимости, но их протест включил кровавые погромы соседей–армян".
Написанное 22 года назад и сегодня звучит весьма актуально, ибо Азербайджан за этот период лишь всячески углублял выявившуюся в 88-м "сумгаитом", а к началу 90-х ставшую уже очевидной и для независимых наблюдателей пропасть между собой и цивилизационным миром. То остервенение, с которым Баку пытается бороться с необратимыми процессами постепенного вовлечения Республики Арцах в международное сообщество, те низменные, доходящие до дикости и варварства методы, к которым прибегает азерпроп, стремясь скрыть истину о событиях недавнего прошлого, на самом деле лишь подтверждают вывод, сделанный журналистами New York Times в январе 90-го: Азербайджан – действительно не Литва. "Национализм в самом гнусном обличье", проявившийся в Сумгаите, Баку, как и в других городах и весях этой страны, сразу поставил Азербайджан по другую от общечеловеческих ценностей и норм поведения сторону. Этот воинствующий национализм, за 25 лет не только не растерявший своей гнусности, но и усиливший ее, уверенно продолжает править бал в Азербайджане, тем самым углубляя и усиливая разницу не только с Литвой, но и со всем остальным цивилизованным миром.