«Голос Армении»: НЕУМЕСТНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ
21 год назад Республика Армения стала полноправным членом ООН
Об этом событии не случайно вспомнил и Раффи Ованнисян на прошедшем 2 марта митинге оппозиции, поздравив участников собрания с важнейшим прорывом в семью признанных государств. В ходе своей предвыборной кампании он неоднократно напоминал избирателям о том, что само историческое событие имело место в бытность его главой внешнеполитического ведомства республики и что именно он поднимал на Ист-Ривер флаг независимой страны.
НАВЯЗЧИВЫЕ НАПОМИНАНИЯ ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛИ НЕ ОЧЕНЬ КОРРЕКТНЫМИ в силу хотя бы того обстоятельства, что должность министра иностранных дел является должностью назначаемой и здесь едва ли уместно даже намекать на какие-либо личные достоинства. Кроме того, это был неизбежный процесс, причем прописанный заранее: достаточно отметить, что в тот же день (2 марта 1992 года) такими же полноправными членами ООН стали Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Молдова и Сан-Марино.
Но есть куда более серьезный нюанс, в свете которого подобные напоминания приобретали и вовсе неприятный оттенок. Нет желания персонифицировать вопрос, соответственно - взваливать ответственность на Раффи Ованнисяна: во-первых, потому, что сам он, будучи лицом, приставленным к министерскому портфелю, ровным счетом ничего не решал, во-вторых, в психозе нынешних поствыборных страстей могут и не так понять.
Впрочем, на этот нюанс (правда, в принципиально ином контексте) обратил внимание один из баллотирующихся кандидатов - Грант Багратян, заявив в своем телевизионном интервью, что именно при министерстве Ованнисяна официальный Ереван признал территориальную целостность Азербайджана в границах Азербайджанской ССР. Здесь экс-премьер, конечно же, слукавил, так как прекрасно знал, что министр иностранных дел ничего не решал, ибо все вопросы находились в ведении первого президента республики и его покровителей.
19 февраля 1992 года - ровно за две недели до группового членства восьми стран в ООН - Верховный Совет НКР обратился к Генеральному секретарю и главам государств - постоянных членов СБ ООН с призывом "предпринять меры для пресечения вооруженной агрессии Азербайджана против НКР и прекращения ракетно-артиллерийских обстрелов мирных населенных пунктов республики". К этому времени прошло уже полгода с провозглашения Нагорно-Карабахской Республики, которая все еще находилась в огненном кольце противника и не имела сухопутного сообщения с Республикой Армения.
ЦЕННОСТЬ ЭТОГО ОБРАЩЕНИЯ - В ЕГО ДОКУМЕНТАЛЬНОСТИ: изначально было очевидно, что постоянные члены СБ ООН не отреагируют адекватно на справедливое требование (даже Россия и Китай не могли выступить в пользу положения о праве наций на самоопределение ввиду наличия сепаратистского движения на Северном Кавказе и в татарских автономиях РФ, а также подогреваемого идеологами пантюркизма уйгурского движения в Китае). Но это был настоящий документ пусть непризнанного, но независимого государства. Кстати, такими же непризнанными были тогда Республика Армения и Азербайджанская Республика, которые, как и Нагорно-Карабахская Республика, всего полгода назад провозгласили независимость. И этот документ был обращен также к официальному Еревану.
Какую позицию занял официальный Ереван 2 марта 1992 года? Никакой!
Ни единого выступления, ни единого письменного документа, четко и однозначно оговаривающего категорическую невозможность признания Республикой Армения территориальной целостности Азербайджана в рамках его советских границ. Ни единого выступления, ни единого письменного документа, требующего от международного сообщества привлечения к ответственности те государственные структуры, которые еще до начала войны не только спланировали преступление против человечности, но и осуществили это намерение, учинив масштабную резню мирного армянского населения на территории Азербайджанской ССР.
Таким образом, все большие долги Азербайджанской ССР перед человечеством были списаны со счетов этой советской микроимперии, вместе с тем была признана его территориальная целостность, а также проигнорировано обращение Верховного Совета НКР, соответственно - стремление населения этого исторического армянского края к независимости.
Так что день 2 марта 1992 года – не самая героическая дата отечественной истории, и это уж никак не связано с президентскими выборами, с преходящими кандидатами в президенты и такими же преходящими президентами.