В Баку встревожены исками армянской стороны
Panorama.am представляет вниманию читателей статью газеты “Голос Армении”.
Адвокат по делу погибшего в азербайджанской тюрьме Манвела Сарибекяна Ара Казарян сообщил, что намерен в скором времени вновь направить запрос главе Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ ) относительно нарушений и задержек в пересылке корреспонденции. В ноябре прошлого года адвокат уже направлял подобный запрос, однако ответ до сих пор не получен. Между тем, по словам Казаряна, вследствие затяжек с получением корреспонденции из суда были нарушены сроки подачи заявления, причем трижды.
Напомним, что житель приграничного села Ттуджур Гегаркуникского марза Манвел Сарибекян 11 сентября 2010 года отправился на поиски пропавшего скота и был захвачен в плен азербайджанцами. В Баку его объявили "членом диверсионной группы", заброшенной на территорию Азербайджана с целью организации терактов. Затем в нарушение Женевских конвенций в интернете было размещено видеоинтервью Сарибекяна с обвинениями в адрес Армении, а представители Международного Комитета Красного Креста (МККК) не были к нему допущены. 5 октября азербайджанская сторона объявила, что Манвел покончил с собой, а спустя месяц выдала его тело в ненадлежащем состоянии и со следами пыток и жестокого обращения. Армянская сторона в лице родителей погибшего юноши подала иск в Европейский суд по правам человека с ходатайством о рассмотрении дела в приоритетном порядке.
В том же ЕСПЧ находится и дело другого гражданского лица - Артура Бадаляна, попавшего в плен в мае 2009 года и возвращенного на родину спустя почти 2 года в тяжелом психическом и физическом состоянии. При этом целых полтора года в Баку отрицали факт его нахождения в плену и не допускали к пленному представителей МККК. Ни по одному из этих дел новостей пока нет, и хотя дела такого рода обычно тянутся в ЕСПЧ годами, адвокаты, в частности, Ара Казарян, не исключают того, что задержки в получении корреспонденции, в результате которых нарушились сроки подачи иска, могут быть следствием деятельности работающих в Страсбурге азербайджанцев.
Скандальные расследования европейских правозащитных организаций, введших в оборот позорный термин "икорная дипломатия", делают такие предположения Казаряна вполне обоснованными. В самом деле, если Азербайджан может чуть ли не в открытую подкупать и покупать европейских депутатов, то почему бы те же методы не пустить в ход и в ЕСПЧ, стремясь сорвать и не допустить рассмотрения дел армянских пленных. Ведь в обоих случаях сторона истца располагает настолько убедительными аргументами, что Азербайджану действительно грозят серьезные неприятности, избежать которых не помогут даже самые щедрые "икорные" подношения. Самое же главное - вопрос пленных и заложников напрочь исключает столь любимый международными инстанциями и посредниками паритет, который при всем желании в этом вопросе установить невозможно.
О том, что в Баку встревожены исками армянской стороны, свидетельствуют не только странности с затягиванием писем. Одновременно - и это весьма показательно - деятели азерпропа срочно взялись за заведомо провальную работу: создать пресловутый паритет там, где его никогда не было. Так, в интервью бакинской газете "Эхо" правозащитник Эльдар Зейналов говорит: "Когда Азербайджан возвращает армянских пленных в Армению, там их никто не сажает в тюрьму. Более того, они пытаются использовать каждый такой случай в антиазербайджанской пропаганде. Проводят медицинские обследования, делают нужные им заключения. В нашем случае дела обстоят иначе. Когда пленные возвращаются из армянского плена, их обвиняют в государственной измене и сажают. При этом совершенно не учитывается то, что их в плену могли пытать, и если даже они сделали там какие-то заявления, для телевидения скажем, все это могло быть сделано под пытками. Никто не занимается тем, чтобы зафиксировать факты этих пыток, провести обследование".
Прежде всего сообщим г-ну Зейналову, что подобных "обследований" не проводилось по одной ясной и четкой причине: ни разу за годы конфликта ни в Армении, ни в Арцахе не было зафиксировано ни единого случая ненадлежащего обращения с азербайджанскими пленными и заложниками. Армянские стороны, в отличие от азербайджанской, всегда четко придерживались собственных обязательств в рамках международного гуманитарного права, активно сотрудничая с МККК. Вряд ли сам правозащитник не знает об этом и не осознает, что в Баку не преминули бы воспользоваться даже малейшим поводом для того, чтобы раздуть его и превратить в орудие антиармянской пропаганды.
Другой собеседник газеты - военный эксперт Узеир Джафаров уже откровенно кощунствует относительно причин гибели Сарибекяна. "У Азербайджана есть достаточно фактов и доказательств того, что никакой насильственной смерти не было. Что касается Манвела Сарибекяна, просто из-за того, что ему предлагали вернуться в Армению, он отказался, и совершил суицид. Поэтому они ничего не смогут добиться в Евросуде", -разглагольствует эксперт, не поясняя - почему именно пастух Сарибекян должен был отказываться возвращаться на родину, да еще и сводить из-за этого счеты с жизнью. Далее Джафаров утверждает: "...у нас были сотни случаев, когда армяне издевались, глумились над нашими пленными. И мы должны поднимать эти вопросы в Евросуде". Подчеркнем: ни одного случая того, как "армяне глумились" над пленными, эксперт предусмотрительно не приводит по той же причине - их просто нет.
На этом фоне бодряческие выводы бакинских экспертов о том, что, дескать, "дела армянских пленных в ЕСПЧ бесперспективны", выглядят весьма сомнительно. На самом деле в Баку, скорее всего, всерьез озабочены возможным развитием событий и настойчивостью армянских адвокатов и будут продолжать действовать в обоих направлениях. Во-первых, всячески мешать продвижению исков в ЕСПЧ с использованием всего арсенала "икорной дипломатии", во-вторых - усиленно работать над созданием искусственного паритета с привлечением уже привычного пропагандистского арсенала - лжи, маразматических измышлений и голословных утверждений.
Мы не раз писали о том, что армянской стороне давно пора переносить в правовую плоскость различные эпизоды и дела, так или иначе связанные с карабахским противостоянием. Похоже, в данном вопросе наступил перелом, и направленные в ЕСПЧ два дела по заложникам свидетельствуют об изменении подходов армянской стороны. Именно в гуманитарных вопросах, связанных с пленными и заложниками, где риск политизации сравнительно менее выражен, у нас есть все основания добиться справедливого и объективного рассмотрения и привлечения азербайджанских властей к ответственности за преступления в отношении граждан Армении. Прецедент, который будет создан в результате, переоценить очень трудно.
P.S. Главный аргумент Зейналова в пользу бесперспективности дел в ЕСПЧ состоит в том, что для направления дела в Страсбург обычно требуется предварительное исчерпание средств защиты на национальном уровне - в данном случае речь об обращении в азербайджанский суд. Однако ст. 34 европейской Конвенции о защите прав человека гласит, что "Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права", а доказать неэффективность осуществления данного условия применительно к Азербайджану в настоящем случае не составит большого труда. В ближайших номерах "ГА" мы обратимся к этому вопросу более подробно.