«The Economist»: Со дня вступления в Совет Европы Азербайджан практикует «икорную дипломатию»
Хотя теоретически только демократические страны могут быть членами Совета Европы, Азербайджан является членом этой организации с 2001 года. Об этом пишет британское издание «The Economist».
«Совет Европы надеялся, что членство поможет Азербайджану развивать демократию, однако этого не произошло. На самом деле фальсификации выборов увеличились за последние 10 лет. Организация «Инициатива европейской стабильности» (ESI) в своем докладе в прошлом году заявила, что парламентские выборы в Азербайджане 2010 года были самыми фальшивыми на территории всего Совета Европы», – говорится в статье.
Ссылаясь на правозащитную организацию «Freedom House», издание отмечает, что Азербайджан не является демократической страной. «С начала 1990-ых выборы постоянно фальсифицировались. Парламент только ставит штамп на решениях правительства. Коррупция повсеместна», – пишет «The Economist».
Согласно изданию, международное влияние Азербайджана основано на его энергоресурсах и стратегическом положении. В течение последнего десятилетия западные дипломаты старались избежать острого вопроса прав человека в этой стране.
«Однако дело не только в равнодушии Запада. ESI утверждает, что со дня вступления в Совет Европы, Азербайджан использовал «икорную дипломатию», куда входили подарки, бесплатные поездки и деньги, для создания группы апологетов внутри ПАСЕ, которые постоянно действуют в интересах Азербайджана», – отмечается в материале.
Издание подчеркивает, что после серьезно сфальсифицированных парламентских выборов 2005 года некоторые члены СЕ предлагали приостановить право голоса членов азербайджанской делегации, однако большинство выступило против и приняло вместо этого критическое заявление. Пять лет спустя даже этого не было сделано. Несмотря на сплошные нарушения на парламентских выборах 2010 года, наблюдатели ПАСЕ назвали выборы более успешными, чем наблюдатели БДИПЧ/ОБСЕ.
«Является ли принятие доклада мониторинговой группы по вопросу выполнения Азербайджаном обязательств перед СЕ, подготовленного Педро Аграмунтом и Джозефом Дебоно Грехом, шагом в правильном направлении?» – задается вопросом «The Economist», отмечая, что ESI считает Аграмунта защитником алиевского режима.
Самым острым вопросом, согласно статье, является вопрос политических заключенных. В декабре 2009 года ПАСЕ поручила Кристоферу Штрассеру дать определение понятию политический заключенных. «Несмотря на трехкратный отказ в визе для посещения Азербайджана, Штрассер составил доклад о ситуации с политзаключенными в Азербайджане, который был рассмотрен в ПАСЕ 23-го января. Мнения разошлись: некоторые делегаты считали неприемлемым отказ в визе. Другие считали доклад не заслуживающим доверия из-за того, что он не побывал в Азербайджане», – пишет издание.
В статье отмечается, что доклад Штрассера не был принят, а три дня спустя в Баку еще пять участников акций протеста были приговорены к лишению свободы.
«Хотя большинство проголосовало против этого доклада, но многие проголосовали «за». Все больше людей беспокоятся выходками Азербайджана. Согласно организации Amnesty International, правительство старается подавить инакомыслие в преддверие президентских выборов в октябре. В феврале был арестован кандидат в президент Ильгар Мамедов за «организацию» спонтанных восстаний в городе Исмаиллы в январе. А на прошлой неделе независимый журналист (редактор газеты «Хурал» Аваз Зейналлы. – Прим.ред.) был приговорен к девяти годам тюрьмы», – говорится в публикации.
Отмечается, что в 2014 году председательство в Совете министров СЕ перейдет к Азербайджану. «Авторитет Совета Европы висит на волоске», – пишет «The Economist».
Предыдущие материалы:
Адвокат азербайджанских политзаключенных: В ПАСЕ победила «икорная дипломатия»
Т. Ягланд: Подкуп европейских депутатов азербайджанской черной икрой грозит независимости ПАСЕ
«EUobserver»: Совет Европы должен положить конец икорному фарсу и указать Азербайджану на дверь