М. Фатуллаев: Российских журналистов депортировали из Азербайджана из-за интереса к проблемам коренных народов
25 марта 2013 года из Азербайджана безо всяких объяснений был депортирован Милрад Фатуллаев – российский журналист, главный редактор дагестанской газеты «Настоящее время». Об этом говорится в статье информационного агентства «Регнум».
В материале отмечается, что как только журналист переступил порог аэропорта имени Гейдара Алиева и прошел на пункт контроля, события стали напоминать театр абсурда. Почти сутки Фатуллаев провел фактически запертым внутри аэропорта, после чего ему объявили о том, что он в Азербайджане - персона нон грата и должен покинуть страну. Милрад Фатуллаев до сих пор толком не знает почему он стал в Азербайджане персоной нон грата, и может только составлять версии, но такого исхода он вполне ожидал.
О том, что с ним происходило в бакинском аэропорту, и о том, почему российские журналисты в Азербайджане обычно подвергаются преследованиям, Милрад Фатуллаев рассказал в интервью ИА «Регнум».
Так, Милрад Фатуллаев отметил, что азербайджанские пограничники изучали его паспорт долго и весьма пристрастно: «Они долго перешептывались, сверяли с данными на мониторе, фотографировали. Потом мне был задан нелепый вопрос: „Почему Вы поменяли паспорт?”».
По словам Фатуллаева, в ходе его предыдущей командировки в Баку, в 2008 году, его уже проверяли, документы были ксерокопированы, а потом была небольшая беседа с начальником смены пограничников на предмет его возможного посещения Нагорного Карабаха: «Но Карабах я никогда не посещал. Я знаю, что любого российского журналиста при въезде в Азербайджан спрашивают насчет его возможных посещений Карабаха, и чем эти посещения могут быть для него чреваты. В 2008 году мне удалось доказать, что там я не был, и меня впустили в Азербайджан. В 2013 году, после тщательного изучения моего загранпаспорта и сверки моей внешности с изображением на мониторе, у меня забрали паспорт и передали его в кабинет начальника смены».
Фатуллаев рассказывает, что только после того, как он жесткой форме потребовал от пограничников внести какую-то ясность в причины его задержания и дальнейших действий Баку, ему наконец-то сказали, что он будет депортирован: «Могу уехать хоть прямо сейчас, но в этом случае не получу на руки документа о причинах моей высылки. Я сказал, что буду ждать до тех пор, пока эту бумагу мне дадут. В итоге, меня ориентировали на рейс с вылетом в 19:10 по Москве. Этот рейс предназначен для тех, кого власти Азербайджана решили по каким-то причинам депортировать из страны».
М. Фатуллаев отмечает, что в акте о депортации он был обозначен как «нежелательное лицо», не имеющее право въезжать в Азербайджан: «Мне известно, что в подобных документах всегда указываются сроки действия решения о «нонгратности». В моем случае, эти сроки почему-то указаны не были».
По мнению Фатуллаева причиной его депортации, прежде всего, статьи Левона Мелик-Шахназаряна, которые выходили в газете «Настоящее время» и которую он возглавляет: «Вторая причина – мои визиты в Армению. В прошлом году я аж два раза был в Ереване. Третья причина – моя национальность. Я лезгин. Лезгины в Азербайджане – это дискриминируемое национальное меньшинство, которое подвергается официальным Баку насильственной тюркизации».
Фатуллаев отмечает, что совпадение этих факторов привлекло внимание официального Баку к их газете: «А там мы постоянно касаемся запретных тем Азербайджана: проблем нацменьшинств, ситуации вокруг Самура и лезгинских аулов, проблем суннитских общин и так далее. В Баку вполне могли объявить меня нежелательным лицом, а сообщить мне об этом не накануне моего прилета в Азербайджан, а после. Чтобы и мне неповадно было, и другим».
М. Фатуллаев подчеркивает, что он не первый российский журналист, которому «досталось» от официального Баку только за то, что честно делал свою работу, или по не менее абсурдным причинам. Так, в декабре 2012 года в Баку не хотели пускать Суфьяна Жемухова, журналиста из Кабардино-Балкарии. «Причиной едва не состоявшейся депортации стало имя Суфьяна. Все, что кончается на «-ян», вызывает у азербайджанских властей ассоциации с армянами и Арменией», - отмечает Фатуллаев.
Журналист рассказывает, что также в марте 2011 г. власти Азербайджана хотели посадить в тюрьму Андрея Ляпина, журналиста газеты «Советский спорт». До того, как поехать в Азербайджан, Ляпин был в командировке в Армении, и это сразу не понравилось властям Азербайджана: «Потом Ляпина в Баку застали за преступным деянием – фотографированием бакинских достопримечательностей. Оказывается, что достопримечательности Баку – это «стратегические объекты», и их фотографирование является шпионажем».
А у аварского журналиста Марко Шахбанова в Азербайджане долго проверяли документы, когда он поездом добирался до Баку. Шахбанов в своих публикациях освещал положение аварцев в Азербайджане, поднимал эту тему на различных конференциях. «В его деле были отягчающие обстоятельства: он был в Ереване. Но его пропустили. видимо потому, что у него был заявлен доклад на международной конференции в Баку, куда его пригласили коллеги - азербайджанцы. Депортация при таких обстоятельствах стоила бы Азербайджану огромного позора», - подчеркивает Фатуллаев.
В 2007 году был случай с депортацией из Азербайджана Яны Амелиной. В Баку долго не могли определиться, почему депортировали российскую журналистку, аккредитованную для работы в Азербайджане информагентством «Росбалт». Сначала органы безопасности Азербайджана утверждали, что ее якобы не было в списках аккредитованных журналистов, потом – что Амелина якобы посещала Нагорный Карабах, а потом тайком ездила в Армению.
«В этой темной истории наступило прояснение, когда в Баку признались: Амелина изучала положение азербайджанских талышей, для чего ездила в Ленкорань и общалась там с талышским общественным деятелем Фахретдином Аббасзодой. В самом факте изучения талышского вопроса преступления не было. Преступление Яны - в том, что она общалась по этому вопросу не с теми людьми. Если бы она изучала талышский вопрос не в Ленкоранском районе, а только в кабинетах бакинских чиновников, ее бы не только не выслали, но даже наградили бы», - подчеркивает Фатуллаев.
Журналист также отмечает, что Азербайджан в самом деле – страна с двойными стандартами, «где действия властей балансируют между экстравагантностью и полной девиантностью».
Фатуллаев подчеркивает, что если гражданин Армении поедет в Баку, то обратно в Армению он может не вернуться. Если гражданин России поехал в Баку, то его будут проверять, не посещал ли он перед этим Армению или, не дай Бог, Нагорный Карабах. «Интересно, что сами граждане Азербайджана, которые по национальности тюрки-азери, свободно посещают Армению, не ставя в известность ни госбезопасность, ни кого-либо еще. Едут как обычные граждане, туристы, встречаются там, с кем хотят. Никто их там не проверяет и не сопровождает. Возвращаются обратно, оскорбляют во всех вариациях Армению и армян, и потом опять едут отдыхать в гости к «проклятым хаям»», - рассказывает Фатуллаев.
Он отмечает, что в числе таких отдыхающих немало лиц, которые участвовали в карабахской войне, а теперь возглавляют различные антиармянские фонды. «Получается забавная ситуация: в Армению едут те азербайджанцы, которые для Еревана – как Левон Мелик-Шахназарян для Баку. Но если Левона Грантовича в Баку ждет тюрьма, то в Ереване этих людей принимают спокойно и даже радушно. Азербайджан – страна двойных стандартов, где могут отказать в чем-то россиянину или армянину, зато «своему» это позволят. «Своему», это не значит каждому гражданину Азербайджана. В демократическом и толерантном Азербайджане - огромное количество недовольных существующим режимом. События в Исмаиллы показали это особенно наглядно», - подчеркивает российский журналист.