Игорь Панкратенко: Москва продала С-300 Азербайджану, который сделал все, чтобы выдавить российскую РЛС из Габалы
Россия продала ЗРК С-300 Азербайджану – стране, которая сделала все, чтобы выдавить российскую РЛС в Габале со своей территории. При этом, азербайджанские чиновники в полуофициальных заявлениях прямо говорят о том, что «Россия является естественным противником Азербайджана». Об этом говорится в статье шеф-редактора журнала «Современный Иран» Игорь Панкратенко, опубликованной на сайте «Iran.ru».
Автор отмечает, что в годы, когда президентом России был Дмитрий Медведев, внешнеполитическая деятельность России была «коммерциализированна» и именно этим объясняется отношение России в тот период к Ирану.
В статье сказано, что в тот период в Москве тепло принимали израильского лидера Беньямина Натаньяху, который ради «окончательного решения иранского вопроса» обещал все: расширение военно-технического сотрудничества, инвестиции, технологии новейших беспилотников. Он был столь красноречив, что ему даже не задали вопросы о российско-израильской конкуренции на оружейном рынке, о поставках оружия в Грузию и Азербайджан, о действиях Израиля в отношении сбыта российских необработанных алмазов, о падении закупок нефти из России, при общем росте объемов закупок из стран СНГ.
«Достаточно было Нетаньяху сказать о том, что «Газпром», которое наше российское все, получит преимущество на разработку месторождений в Средиземном море, как Медведев забыл обо всем «неприятном и скользком» и окончательно утвердился в решении наложить запрет на продажу Ирану зенитных ракетных комплексов С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей. Сделка России с Ираном по ЗРС на общую сумму $800 миллионов, как и предстоящие контракты по ВТС еще на $4,2 миллиарда, были слиты», - говорится в статье.
Кроме того, отмечает автор, своим указом Медведев запретил использовать Россию для перевозки вооружений в Иран транзитом, вывозить вооружения непосредственно с территории России, а также передавать их вне пределов страны под флагом России. Тем же указом был наложен запрет въезжать на территорию России некоторым гражданам Ирана – в основном связанным с ядерными разработками и военными.
«Одновременно с официальным указом последовали и закрытые решения. В частности, было окончательно похоронено соглашение начала 2000-х об обмене разведывательной информацией по террористическим группировкам между специальными службами Ирана и России. И – подписано соглашение об обмене разведывательной информацией с Израилем. Итог – строительство завода по производству беспилотников действительно подходит к концу. Только в Азербайджане», - сказано в публикации.
Как отмечает автор, жирную точку в вопросе о перспективах военно-технического сотрудничества между Россией и Израилем поставил директор военно-политического бюро Минобороны Израиля Амос Гилад: «единственное, что мы продали России, это БПЛА «Серчер», который представляет собой 30-летний устаревший аппарат с устаревшими системами… Российская сторона хотела получить его для производства собственных БПЛА. Мы выполнили свою часть соглашения по БПЛА, но ни одна современная система не была продана и не будет продана России».
По оценке российских военных экспертов, «иранский» контракт по С-300 вполне мог стать для ВПК РФ тем же, чем был «бушерский контракт» для атомной промышленности России в середине 90-х – источником финансирования и сохранения отрасли. Но – не стал, пишет автор.
«Ну, а о том, какие преференции получил Газпром – лучше всего может рассказать руководство австралийской Woodside Petroleum, которая выиграла у Газпрома тендер на 30% в проекте разработки месторождения Левиафан. Или глава министерства энергетики Израиля Узи Ландау который на днях запретил продавать природный газ из месторождения Тамар иностранным компаниям, в частности российскому Газпрому. И это только начало», - сказано в материале.
Автор отмечает, что два дивизиона С-300 в модификации «Фаворит» по распоряжению Д. Медведева были все же в 2010 году проданы за $300 миллионов - на 500 миллионов меньше, чем планировалось по иранскому контракту - Азербайджану. «То есть стратегическому партнеру Израиля и США на Южном Кавказе. Стране, чьи чиновники в полуофициальных заявлениях прямо говорят о том, что «Россия является естественным противником Азербайджана». Стране, сделавшей все для ликвидации российской РЛС в Габале», - говорится в статье.