Армяне не бывали в Космосе, однако… О вкладе и уникальной роли армянских ученых в развитии астрономии и освоении Вселенной
По решению Генассамблеи ООН ежегодно 12 апреля отмечается Международный день полета человека в космос. В связи с этим К. Оганян на сайте «armedia.am» опубликовал статью под интригующим заголовком «Почему армяне не летают в космос?» Материал приводим с некоторыми сокращениями.
Как известно, именно 12 апреля, в 1961 году, советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облет планеты Земля. Полет в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут. После этого с апреля 1962 года в СССР отмечался День космонавтики, который мы все прекрасно помним. Решение придать 12 апреля общемировой статус было принято 7 апреля 2011 года на специальном пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Именно два года назад была принята резолюция, официально провозгласившая 12 апреля Международным днем полета человека в космос. Соавторами резолюции стали более чем 60 государств. Можно сказать, что все бывшие советские республики в определенной степени считают 12 апреля и «своим» праздником – ведь космос был освоен благодаря усилиям ученых, конструкторов, инженеров из разных – теперь уже независимых – стран СССР. Так, по-особому этот день отмечают в Казахстане – стране, на территории которой находится Байконур – главная гавань, откуда уходили в космос советские, потом российские и иностранные корабли. Именно казахский космонавт Токтар Аубакиров стал последним советским космонавтом.
Сегодня Казахстан уже имеет собственное Национальное космическое агентство Казахстана и проводит активную работу по созданию казахстанской космонавтики. Также по-особому этот день отмечается в России, давшей миру первого космонавта. Интересно, что на территории России тоже строится космодром – он будет называться «Восточный» и располагаться в Амурской области. Во время посещения строящегося космодрома президент России Путин заявил о том, что российские космонавты, скорее всего, со временем будут после полетов в космос садиться не на землю, а на воду. Интересно также, что в России может появиться министерство космоса.
…Как известно, армян, побывавших в космосе, нет. Есть много анекдотов на эту тему, один из которых отвечает на вопрос «Почему армяне не летают в космос?». Ответ – «Потому что нос в скафандре не помещается». Однако это все – шутки. А реальность такова, что Армения на самом деле имеет большой вклад в космическую науку. Благодаря своим научным достижениям Бюракан стал мировым центром для астрофизиков мира. Бюраканская астрофизическая обсерватория им. В. А. Амбарцумяна – одно из ведущих научных учреждений Национальной Академии Наук Армении – на данный момент располагает пятью инструментами с одним из крупнейших в мире телескопом Шмидта.
Фундаментальные исследования армянских математиков в теории функции и в теории приближений, механиков в области механики деформируемых твердых тел широко известны и являются существенным вкладом в мировую науку. Исследования армянских физиков и радиофизиков – от космических лучей до квантовой электроники, от глубоких теоретических исследований до грандиозных экспериментов, от создания новых материалов до прецизионных приборов – были высоко оценены научной общественностью мира и отмечены высокими научными премиями и наградами. Немало сделали армянские ученые в деле освоения космоса. Специалистам этой области известны теоретические и прикладные исследования армянских ученых и инженеров: электротехников, радиофизиков, астрофизиков, механиков и др.
30 марта 1987 г. на астрофизическом модуле «Квант» для работы в составе космической станции «Мир» (СССР) был выведен на орбиту телескоп «Глазар». Цель – получение прямых изображений наблюдаемых объектов. Телескоп был разработан и изготовлен в Бюраканской астрофизической обсерватории и СКВ Академии наук Армянской ССР (в разработке телескопа принимали участие специалисты Швейцарии). «Глазар» функционирует на орбите по настоящее время, и, как шутят некоторые космонавты, этот прибор они в космосе называли «Глаз армян»… Среди других известных разработок армянских ученых – ракетные обсерватории К-2, К-3, К-4, астрофизический спутник «Процион», астрофизическая обсерватория «Орион», рентгеновский телескоп «Альтаир», точный датчик Солнца, разные приборы для космических экспериментов.
Мало кто знает о том, что советские космонавты проходили в Армении предполетную подготовку. Так, с 1960 по конец 90-х годов в Армении прошли предполетную подготовку порядка 40 космонавтов, впоследствии побывавших в космосе и 10 кандидатов в космонавты. Тренировки с участием армянских специалистов проводились также в Звездном городке, в РКК Энергия и на полигоне в Байконуре.
Однако, сколько бы мы ни говорили о вкладе тех или иных ученых в дело освоения космоса, до сегодняшнего дня космос остается темой неопознанной. В эксклюзивном интервью ИАА «Армедиа» в рамках проекта «Секреты успеха Казахстана» председатель Национального космического агентства РК, 309-ый космонавт мира, доктор технических наук, кавалер высших орденов России, Франции, Казахстана Талгат Мусабаев рассказал:
“Был один очень интересный случай в первый полет. В одном из полетных дней я должен был выполнять астрофизический эксперимент. Нужно было установить точные координаты одной звезды, привязку на орбите и точное время до доли секунды. На звезду нужно было настроить один из специальных аппаратов и работать по нему несколько секунд. Я начал устанавливать оборудование, градусы, и вдруг в иллюминаторе увидел… Это же через иллюминатор снимается, а он высокого класса, кварцевый, таких было всего два на станции “Мир”, остальные были стеклянные, которые не позволяют делать астрофизические эксперименты. А кварцевый, помимо всего прочего, пропускает также ультрафиолет. И я увидел какой-то объект – совершенно случайно. Когда работал, обратил внимание, что что-то светится, меняет не только цветовую гамму, но и форму. Что такое? Смотрю, понять не могу. Дело в том, что в космосе на фоне полной черноты невозможно глазом определить расстояние. Для этого нужны специальные приборы (дальномеры), которых под рукой не было. Но я хотел хотя заснять это явление. Я быстро полетел в базовый блок, по дороге чуть голову не разбил, взял камеру (в то время самую лучшую камеру, Hi-8 называлась) и начал снимать. Снимал несколько минут. Но смотреть некогда, у нас день расписан по минутам. Для сна отбой в 11 часов. И перед сном я взял камеру, смотрю, все есть, все снято, и мои ноги как летают, и иллюминатор, а предмета самого, который я хотел заснять, нету. Вот такое необъяснимое явление. Во время и после полета я об этом не рассказал никому, только позже. В то время последствия могли быть плохие, медицина заинтересовалась бы – нормальный человек, ненормальный? Если у человека галлюцинации, его могут уже не поставить в следующую программу, т.е. могут списать”…»
Отмечается, что это – всего лишь маленький отрывок из интервью казахского космонавта. А весь текст интервью – о космосе, о статусе Байконура, о вкладе армян в космическую науку – «Армедиа» обещает представить в ближайшие дни.