«БаРеволюция» выявила эволюцию правоохранительной системы в Армении. Комментирует Армен Минасян
В день инаугурации переизбранного президента РА Сержа Саргсяна – 9 апреля – не признающий поражения на выборах 18 февраля с.г. председатель партии «Наследие», лидер поствыборного движения «Hello Revolution» (игра слов с армянским приветствием «здравствуй» – «барев» – БаРеволюция) Раффи Ованнисян на Площади Свободы «принес клятву народу» на Конституции и периодически проводил со своими сторонниками нескоординированные шествия в различных направлениях Еревана.
Последние развития в интервью Panorama.am прокомментировал политолог Армен Минасян.
«После церемонии инаугурации 9 апреля президент Серж Саргсян, обратившись в своей речи к реформированию политической системы, предложил провести сравнение между Арменией сегодняшней и пятилетней давности. Это предложение можно было бы упустить из виду, если бы не произошедшие вечером того же дня события, которые естественно заставили провести параллели между реальностью и недавним прошлым.
А это прошлое довольно однообразное: 26 сентября 1996 года, 12 апреля 2004 года, 1 марта 2008 года, – все эти события были результатом противостояния после президентских выборов в Армении между протестной массой и оппозиционными лидерами с одной стороны, и властями и силовыми структурами – с другой. Сказать, что ситуация в 2013 году сильно отличалась от прежних, пожалуй, не совсем корректно (речь вовсе не идет о численности вышедших на улицы людей). Точно также сложно говорить об изменении мотивации властей, которые как в прошлом, так и сейчас (и всегда, по установлению) стремятся к сохранению этой власти.
Получается, что в условиях сохранения основных параметров, в конечном счете, мы имели совершенно иной исход, без столкновений и массовых потасовок (несколько эпизодов столкновений были больше исключением, нежели закономерностью). А это значит – мы имеем дело с изменением системы.
Сложно сказать, будет ли это изменение постоянным или временным. Однако отрицать тот факт, что изменения есть, нельзя. Более того, эти изменения видны не только из событий 9 апреля или их итога. В действительности, для оценки системы и произошедших в ней изменений наиболее продуктивно будет рассматривать не саму систему, а демонстрируемое ею в определенных случаях поведение.
В случае рассматриваемого примера знаковым является реакция правоохранительных органов на происходящее. При изучении кадров 9 апреля очевидно, что в целом, полицейские отличаются сдержанностью и терпением и, несмотря на явную напряженность, иногда даже с улыбкой вступают в контакт с агрессивными демонстрантами.
Представить подобное в прошлом даже невозможно. Так что, здесь изменение налицо.
Очевидна также эволюция профилактических действий правоохранителей. Если в прошлом за каждым недоразумением (а недоразумения иногда инициировались самими правоохранителями) следовали задержания и аресты, то сегодня они ограничиваются „точечными ударами” – изоляцией лиц с неадекватным поведением, устранением их из центра событий на несколько часов для привлечения к административной ответственности.
Если сравнивать с двухмесячным или пятнадцатидневным административным задержанием, которое действовало до середины 2000-х гг., то прогресс очевиден.
Но это не дает оснований для того, чтобы довольствоваться имеющимся. В нескольких кадрах, во всяком случае, явно видно, что отдельные полицейские во время контактов с гражданами ведут себя недопустимым образом: бьют резко и грубо, используют оскорбительные и бранные выражения. Пожалуй, нельзя обвинять людей в проявлении эмоций, сославшись на то, что в конце концов мы все люди. Однако изменения, о которых столько говорится, предполагают, что правоохранители также должны привлекаться к равнозначной ответственности, скажем, в виде выговора.
Наконец, ошибаться могут все и какая-либо система, в том числе и правоохранительная, не может избежать ошибок полностью. А вот форма реакции на эти ошибки является серьезной характеристикой состояния здоровья данной системы.
Адекватная реакция станет лучшим знаком произошедшей в нас революции», – отметил эксперт.