Израиль сделает все возможное для еще большего обострения азербайджано-иранских отношений. Анализирует А. Петросян
Корреспондент Panorama.am провел интервью с экспертом, специалистом по Израилю Арменом Петросяном вокруг недавнего визита главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова в Израиль и азербайджано-израильских отношений.
– Как Вы оцениваете недавний визит министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова в Израиль и в целом нынешний уровень азербайджано-израильских отношений?
– Этот визит можно охарактеризовать оценкой, озвученной и азербайджанской, и израильской стороной – исторический визит. Это первый официальный визит представителей Азербайджана на самом высоком уровне в Израиль за последние 23 года, с момента установления между двумя странами дипломатических отношений. За это время, кстати, между двумя странами сформировалось эффективное и тесное торгово-экономическое, военно-политическое сотрудничество, хотя и уровень межгосударственных отношений довольно низкий. Визитов высокопоставленных должностных лиц, особенно от Азербайджана, почти нет, в отличие от израильских чиновников. Израиль открыл посольство в Баку еще в 1993г., а у Азербайджана до сих пор нет диппредставительства в Тель-Авиве. Причина этого, пожалуй, заключается в том, что азербайджано-израильские отношения в содержательном плане развиваются неравномерно и несоразмерно и неоднозначно воспринимаются. По меньшей мере с военно-политической точки зрения в условиях активизации отношений с Израилем Баку занимает довольно уязвимую и невыгодную позицию. Здесь следует отметить, что политическая недальновидность властей Азербайджана по части решения некоторых внутренних проблем в краткосрочной перспективе может привести в серьезным последствиям для страны в вопросе взаимоотношений с северными и южными соседями.
– О каких обстоятельствах, в частности, идет речь?
– В первую очередь, следует отметить, что выбор времени осуществления достаточно продолжительного, четырехдневного визита Мамедъярова, который был нанесен только после начала процесса турецко-израильского примирения (естественно, чтобы по объективным причинам избежать ревности Турции), его встречи с элитой власти еврейского государства, скудная информация об этих встречах, имею в виду поверхностную информацию, даже не касаясь информации о каких-либо возможных договоренностях. Все это имеет серьезное психологическое воздействие на конкурентные или недружественные Израилю страны региона. Независимо от различного рода оправданий и комментариев азербайджанской стороны, очевидно, что Израиль рассматривает Азербайджан в качестве важного геополитического опорного пункта в случае возможных действий против Ирана и сделает все возможное для еще большего обострения и так уже непростых азербайджано-иранских отношений. И в ходе проведенных Мамедъяровым встреч хотя бы риторика израильской стороны, в первую очередь, преследует именно такую цель: неприкрыто разнузданные заявления президента Израиля Шимона Переса вызвали широкий резонанс не только в Тегеране, но и в самом Баку.
С другой стороны, сближение отношений с Израилем создает серьезные проблемы для Баку с точки зрения деятельности в рамках Организации исламского сотрудничества. И, наконец, чрезвычайно важное обстоятельство, о котором в будущем будет говориться чаще, – это, конечно, фактор России. Очевидно, что у России в Азербайджане в лице Израиля сегодня уже есть серьезный конкурент в военной и экономической сферах. И ныне борющаяся за сохранение своих позиций на Ближнем Востоке и бассейне Средиземного моря Москва, естественно, не может долгое время не обращать внимания на это обстоятельство.
Доказательством сказанного являются проблемы, связанные с арендой Габалинской РЛС, а также провал в Москве переговоров между Азербайджаном и РФ по закупке боевых самолетов. А сейчас, хотя бы в информационном и экспертном плоскостях уже очевидно, что позиция Кремля будет достаточно чувствительной в вопросе перспектив развития азербайджано-израильских отношений. И это естественно, поскольку для Москвы прогнозируемы также перспектива потери политического влияния, ведь в лице Израиле в Азербайджане, а следовательно, на Южном Кавказе, будут выступать США. Утверждать такое дают возможность новые ориентиры американской внешней политики, а также подсказываемое логикой стремление США стать актором в регионе посредством связей со стратегическими союзниками.
– Во временном отношении визит Мамедъярова совпал с 98-й годовщиной Геноцида армян в Османской империи 1915г. В Азербайджане часто говорят о том, что еврейское государство официально не признает факт Геноцида армян, стараясь не навредить израильско-азербайджанским отношениям. Соответствуют ли эти утверждения действительности?
– После распада СССР антиармянскую пропагандистскую кампанию начали осуществлять уже на двух фронтах. После ставшей традиционной турецкой кампании довольно серьезно этому делу предалась Азербайджанская Республика. В этом контексте Азербайджан на разном уровне стремится подчеркнуть важность собственной роли в вопросе Геноцида армян. Это явление стало особенно очевидным в течение последних трех лет, когда стала ощущаться напряженность в турецко-израильских отношениях. За этот период агитмашина (власти, СМИ, азербайджанская община Израиля) соседнего государства перешла за грани иллюзий. В часто озвучиваемой в Азербайджане поговорке «свечой солнце не заменишь», естественно, солнце ассоциируется с Баку. Между тем, у отличающейся прагматизмом по отношению к подобным заявлениям азербайджанской стороны Израиля есть свой комментарий и адекватный ответ, который состоит в том, что нельзя сравнивать моральные ценности с политикой, ведь и Азербайджан считает моральными права народа Палестины на самоопределение и создание государства, а на международной арене поддерживает все инициативы палестинской стороны. Естественно, именно в этом контексте, когда Мамедъяров проводит в Израиле встречи с руководством еврейского государства, а в Анкаре начались израильско-турецкие переговоры вокруг выдачи финансовой компенсации семьям погибших во время инцидента с Флотилией свободы (судно «Мави Мармара»), в Кнессете Израиля 23 апреля были организованы обсуждения на тему Геноцида армян, которые некоторое время будут носить систематический характер, а 24 апреля в различных городах состоялись различные поминальные мероприятия по жертвам Геноцида армян. Естественно, этим самым Тель-Авив решает собственные задачи, то есть, естественно, что эти обсуждения прежде всего содержат скрытый подтекст, нацеленный на то, чтобы в некоторой степени повлиять на вышеуказанные торги.