Муталибов против "мощного армянского лобби"
Panorama.am представляет вниманию читателей статью газеты “Голос Армении”.
Вернемся, однако, непосредственно к операции "Кольцо", в частности, к тем деталям ее подготовки и проведения, о которых повествует экс-президент Азербайджана А. Муталибов. Отметим, что, как и во всех остальных случаях - начиная со знаменитого апрельского 1992 года интервью чешской журналистке Дане Мазаловой, в котором он фактически опровергает вымыслы азербайджанской пропаганды относительно истинных виновников убийства жителей Ходжалу, - экс-президент и здесь руководствуется исключительно шкурными интересами.
Другое дело, что чересчур буйное желание оправдать свои преступные намерения и действия вынуждает его, по сути, чистосердечно признаться в совершенных против армянского народа преступлениях. Причем операция "Кольцо" - лишь одно из этих преступлений: Муталибов был председателем правительства Азербайджана в январе 1990 года - в дни жесточайших армянских погромов, посему несет свою немалую долю ответственности за массовые убийства и насильственную депортацию бакинского армянства. И именно с его приходом к власти в январе 90-го начинается непосредственная реализация турецких планов по очистке армянского Арцаха от коренного населения.
Не отрицая этого, Муталибов тем не менее пытается прикрываться союзными властями: "В Москве прекрасно знали о том, что происходит в НКАО. Именно поэтому, если не ошибаюсь, в 1989 году со стороны силовых ведомств в Москве была разработана операция в развитие Указа Горбачева о расформировании незаконных вооруженных формирований и проведении паспортного контроля в целом по СССР. Я узнал о существовании этого документа только после того, как встал во главе ЦК Компартии Азербайджанской ССР. И сразу же я стал интересоваться, почему этот документ лежит под сукном".
Прежде всего уточним: упомянутый указ Горбачева был опубликован 26 июля 1990 года, а Муталибов стал первым секретарем 25 января - ровно за 6 месяцев до этого. Но не это главное - куда важнее, что, по свидетельству ряда источников, операция "Кольцо" задумывалась и разрабатывалась в недрах не советской карательной машины, а именно в Баку. Тот факт, что очистка Арцаха от армян начиналась еще в конце 1989г., также говорит об этом. Согласно докладу правозащитного центра "Мемориал", "зимой 1989-1990гг. жители трех сел (Кущи-Армавир, Азат, Камо) из-за непрекращающихся вооруженных нападений на них, давления районных органов власти и командиров подразделений внутренних войск были вынуждены покинуть места своего проживания". Таким образом, этнические чистки и насильственные депортации армянского населения начались гораздо раньше, нежели была разработана и согласована с Кремлем военная спецоперация.
В своей книге "Мятежный Карабах" Виктор Кривопусков (в 1990-1991 годах – начальник штаба следственно-оперативной группы МВД СССР в НКАО) свидетельствует, что автором операции "Кольцо" являлось руководство Азербайджана: "Еще в ноябре 1990 года в распоряжение нашей группы попали секретные материалы руководства Азербайджана с планом депортации армянского населения из сел Ханларского и бывшего Шаумяновского районов. На сессии Верховного Совета Азербайджанской ССР, состоявшейся в начале февраля 1991 года, план депортации армянского населения из республики фактически был одобрен". Этот план, добавим, был согласован с Советом безопасности СССР непосредственно перед референдумом о сохранении СССР.
Следовательно, устоявшееся мнение о том, что операция по насильственной депортации населения армянских сел Карабаха стала местью Центра и лично Горбачева за отказ Армении участвовать в референдуме о сохранении СССР, не совсем верно. Референдум стал лишь удобным поводом, использованном обеими сторонами для циничного торга. Баку в обмен на участие и результат потребовал силовой поддержки Центра для проведения этнических чисток, а Горбачев воспользовался отказом Армении, дабы оправдать поддержку этих планов. Муталибов, причем не в первый раз, признает и этот торг: "После объявления итогов референдума мы подняли перед союзным руководством вопрос о сепаратизме в НКАО. И тогда было принято решение дать ход "замороженному" Указу Горбачева".
А вот дальше начинается самое интересное. Напомню, что референдум проходил спустя ровно год и три месяца после январских событий в Баку, которые азербайджанская пропаганда трактует исключительно как "кровавое подавление стремления азербайджанского народа к свободе, независимости и демократии". Введение танков в столицу спустя неделю после начала армянских погромов помпезно преподносится не иначе как события, якобы стоящие в одном ряду с подавлением Москвой инакомыслия в других советских республиках. Между тем итоги голосования на референдуме убедительно демонстрируют степень и цену "свободолюбия и стремления к независимости азербайджанского народа". 93,3% (!!!) "за" сохранение СССР - этот результат уступал только среднеазиатским республикам. "Кто бы что ни говорил, никаких фальсификаций итогов референдума с нашей стороны не было", - заверяет Муталибов, подтверждая эту "цену", которая как в январе 90-го, так и весной-летом 91-го была обусловлена исключительно армянской кровью. Потому что, покончив с армянством Баку и Азербайджана в целом, азербайджанские власти приступили к реализации следующего этапа турецкой политики - депортации армян Арцаха с исторической родины. Ради этого бакинское руководство пошло бы на сделку с кем угодно точно так же, как азербайджанский народ проголосовал бы за что угодно.
Горячая поддержка ГКЧП, против которого выступила вся демократическая общественность бывшего СССР, была также обусловлена именно этим фактором: приход к власти реакционеров позволял Азербайджану довести до конца план насильственной депортации армянского народа Арцаха. Муталибов признает и это. "Провал ГКЧП усилил центробежные тенденции в Союзе. На этом фоне говорить о самостоятельном проведении операции "Кольцо", не имея соответствующих сил (кроме ОМОНа у нас тогда ничего не было), было невозможно", - чуть ли не плачет он, добавляя: "Ничего плохого бы не случилось с нашей независимостью, если бы российские войска остались у нас еще на 3-4 месяца". Но "забывая" при этом, что спустя буквально 10 дней Азербайджан в очередной раз покажет свое истинное лицо: 30 августа 1991 года эта республика, несколькими месяцами ранее горячо поддержавшая СССР, столь же решительно объявила 70 лет АзССР периодом "оккупации со стороны России". С провалом ГКЧП к власти в Москве пришли силы, на поддержку которых (по крайней мере в тот момент) Баку уже надеяться не приходилось - посему надо было вновь окраситься в "антироссийские" и "демократические" тона.
И окончательно забыть о планах победить народ Арцаха. Ибо Муталибов открыто признается в главном: без поддержки советских войск и техники Азербайджан никогда бы не справился даже с плохо вооруженными и малочисленными пока еще отрядами народного ополчения, не говоря уже о созданной весной 1992 года Армии самообороны Арцаха. О том, что именно представлял собой азербайджанский ОМОН, сказано и написано немало. Приведу лишь одну цитату - из воспоминаний Вячеслава Блохина, который в 1990-91 гг. входил в состав созданной в Нагорном Карабахе следственно-оперативной группы МВД СССР: "Это была структура, которая могла бы дестабилизировать ситуацию в Нагорном Карабахе посредством угона скота вместе с пастухами, налетов и т. д. Но вот для ведения боевых операций эти люди совершенно не были подготовлены. Подразделения ОМОНа занимались главным образом грабежами, причем не только армянских селений – иногда они не брезговали и имуществом своих же соотечественников". Добавим, что, жалуясь на отсутствие у Азербайджана национальной армии, Муталибов опять проявляет поразительную забывчивость: армии в то время не было и у армян. Мирных жителей защищали лишь отряды самообороны, сражавшиеся за родную землю и готовые умереть за нее. И именно в том причина того, что без советских войск Азербайджан был бессилен против испытывающего огромные лишения, но боровшегося за свою Родину народа Арцаха...
Наконец, последнее. В своем интервью экс-президент постоянно жалуется на "мощное армянское лобби", якобы мешавшее осуществлять человеконенавистнические планы Азербайджана. Мы не будем задаваться риторическим вопросом - почему при всей своей мощи армянское лобби не смогло воспрепятствовать депортации более 10000 соотечественников. Вопрос в другом и касается не только персоны экс-президента. "Мощное армянское лобби" как в случае операции "Кольцо", так и в отношении других актов геноцида против армянского народа - это не только и не столько диаспора. Это тот огромный массив фактов и документов армянской стороны, против которого Азербайджан попросту бессилен. Это позиция цивилизованного мира, лучшие представители которого встали в те годы на сторону справедливости, гуманизма и права - а значит, рядом с народом Арцаха. И стоят до сих пор - вопреки массивам чудовищной лжи, икорной дипломатии и пресловутому цинизму реал-политики.
Начало статьи смотрите здесь.