Пристрастие Ильхама Алиева к азартным играм психологи склонны расценивать как неосознанный протест против отцовского давления
Диктаторами не рождаются, диктаторами человека делает жизнь и общество. Поэтому весь азербайджанский народ в ответе за рождение диктатора в Гейдаре Алиеве. Об этом пишет Мовсун Гаджиев в статье «Гейдар Алиев 90. Психологический портрет диктатора», опубликованной на сайте радио «Эхо Москвы».
Автор пишет, что 10 мая исполнится 90 лет с рождения бывшего члена Политбюро ЦК КПСС, первому заместителю председателя Совета министров СССР и, наконец, президенту Азербайджана Гейдару Алиеву: «Впрочем, трудно утверждать – то ли 90-летний юбилей будет отмечаться, то ли 93-годовщина. Как когда-то шутил сам Гейдар Алиев, у чекистов не бывает биографии, у них – легенда. Итак, 10 мая – ведь эту дату, выбрал для своего дня рождения сам Гейдар Алиев. Впрочем, легендой окружена и дата смерти диктатора. Ведь о том, когда именно его отключили от системы жизнеобеспечения в Кливлендском госпитале, известно, пожалуй лишь высшему руководству США и России, ну и разумеется самому наследнику - Ильхаму Алиеву».
Автор отмечает, что весь азербайджанский народ сначала помог Алиеву поменять биографические данные, переписать биографию, поменять родину (в Большой Советской Энциклопедии Г. Алиев родился в Сисианском районе Армении, в Азербайджанской Энциклопедии он уже уроженец Нахичевана Азербайджанской ССР), «приукрасить и облагородить» свой род.
«Люди помогли изменить ему не только год рождения, но и часть биографии, особенно касающуюся военных лет. Никто так и не знает, болел ли он туберкулезом и потому не воевал как все его сверстники, то ли был в этот период советским резидентом в Иране. Полнейшая путаница. Но ведь человек, переписывающий свою биографию, делает это с целью что-то скрыть»,-пишет автор.
Мовсун Гаджиев пишет, что всю свою последующую жизнь вопрос о родителях и национальности были для него самым болезненным. Он категорически запрещал своей многочисленной родне говорить или обсуждать что-либо о своих корнях. Он был страшно зол, когда его необузданно-неуправляемый брат Джалал подал в суд на лидера партии «Гейрят» Ашрафа Мехтиева за то, что тот назвал Алиевых курдами, а не азербайджанцами: «Ни у кого не оставляет сомнения, что иска не последовало бы, назови Ашраф Мехтиев их французами или итальянцами».
Автор пишет, что у Гейдара Алиева никогда не было чувства родины: «Для него Родина - это поле битвы за власть и еще дойная корова, из которой он выжимал все до последней капли. Власть и богатство - его единственный приоритет. Это вся его жизнь. Потеряй он сегодня власть, завтра он не пережил бы этого, умрет. Он и живет-то только потому, что властвует. Он и выжил в самые трудные, бесславные и унизительные годы в Москве, только потому, что хотел вернуть себе потерянную власть».
По словам автора, все те подхалимы, кто называют его политиком высокого класса, глубоко ошибаются: «Политик он в пределах только удельного княжества, небольшого масштаба, как Азербайджан. Судьба подкинула ему шанс и «увеличила» королевство, когда его перевели в Москву. Полный провал. Он доказал свою несостоятельность и показал, что может управляться только таким народом, как азербайджанцы, да и то, если он на коне. «Пешего» Гейдара Алиева в лучшем случае обходили стороной, в худшем, поливали грязью за коммунистическо-чекистское прошлое».
Немногие знают, что в то время, когда диктатор еще учился «науке» чекиста, больше всего часов в школе КГБ отводилось психологии. По словам автора будучи секретарем ЦК Компартии Азербайджана он уже делал все, чтобы развить в нации все ее отрицательные качества - зависть, трусость, покорность судьбе, корысть, беспочвенную амбициозность. При Гейдаре Алиеве в Азербайджане взятка стала нормой жизни, предательство - порядком вещей, унижение – обыденностью: «Выдрессированное за 30 с лишним лет поколение, само готово было подставить ножку ближнему, предать при любом удобном случае. Надо было только время от времени что-нибудь «подбрасывать» - дезинформацию, провокатора, «паршивую овцу»».
Будучи плебеем, Алиев старался не окружать себя людьми умными. Он ими только пользовался, как пользовался всеми:«Как и все диктаторы, он злопамятен и мстителен. При этом он мстит не только своим личным врагам. Он мстит всему народу. Быть может, за то, что не восстали против Горбачева, когда тот отстранил Алиева. Быть может, за то, что тоже внесли свою лепту и били лежачего Алиева. Быть может, за все это он и отдал Азербайджан на откуп выходцам из Армении».
По словам автора, своего сына он воспитывал точно так же, как азербайджанцев. Он ломал его, пытаясь всю жизнь навязать одно единственное мнение - только он знает, как лучше для сына, что надо делать и каким способом: «Ильхам Алиев - яркий образчик инфантильности нации. Отец научил сына самому страшному - нелюбви. У того точно так же напрочь отсутствует чувство родины. Отец подавил в нем все человеческие чувства, передав ему в наследство вместо любви только слабости. Пристрастие Ильхама Алиева к азартным играм психологи склонны расценивать как неосознанный протест против отцовского давления».
Автор подчеркивает, что чем старее становился диктатор, тем тяжелее ему держать ситуацию под контролем: «Под старость лет диктатор устал. Все больше инициативы он отдает своим людям. Одним из таких доверенных стал Рамиз Мехтиев, которого в стране называют «серым кардиналом». Именно ему поручают вести некоторые закулисные переговоры, заниматься кадрами, выступать от имени «организации»». К примеру, когда Рамиз Мехтиев приводил ему очередного кандидата на какую-нибудь должность, он обязательно спрашивал: «А организации деньги перечислены?», что значит одно - запрашиваемая сумма заплачена. Если да, то кандидата поздравляют. Именно Мехтиеву была поручена роль опекуна наследного принца, отмечает автор.
«Всю свою жизнь он пытался доказать, что безродный полукровка может стать человеком с большой буквы, а стал диктатором с маленькой. Одиноким, жалким и несчастным. И дело ведь не в количестве миллионов на счетах. И не в количестве внуков, которые будут идти за гробом. И тем более не в членах клана, которые в глубине души ненавидят его, а он их. Он одинок, как и все диктаторы. Рядом с ним нет никого, кто бы любил его за то, что он - это он - друг, гражданин, человек. У него нет друзей, потому что по его собственному признанию, «у генерала КГБ друзей не бывает»»,- отмечает автор.
По словам автора, Алиевы - эта та чаша, которую азербайджанский народ должен испить до дна: «Потому что он этого заслужил. Потому что народ позволил ему стать диктатором, преподнося ему Азербайджан, себя, будущее своих детей на блюдечке с голубой каемочкой. Потому что люди сами согласились играть на его условиях, в его игры, а, значит, не могли выиграть, ни разу. Потому что либо хвалили, либо молчали, когда надо было сопротивляться и кричать».