Иран назначен «агрессором», а Азербайджан – «жертвой». Левон Мелик-Шахназарян удивляется терпению Тегерана
Редко можно встретить столь неприкрыто тенденциозно преподносимую информацию и ее подгонку под «нужные» выводы, как это сделано в статье журналиста «The National Interest» Александроса Петерсена, напоминающей агиткампанию в преддверии вторжения коалиционных сил в Ирак или бомбардировки Сербии. Об этом заявил в интервью Analitika.at.ua руководитель Аналитического Центра «Восканапат» и портала Voskanapat.info политолог Левон Мелик-Шахназарян.
Материал украинского издания приводим без изменений.
«На этот раз «агрессором» назначен Иран, а «жертвой» – Азербайджан. А в качестве подтверждения агрессивных намерений Тегерана – выступление в парламенте Ирана заместителя председателя парламентского комитета по безопасности и внешней политике Мансура Хакикатпура, предложившего рассмотреть вопрос о денонсировании Российско-иранских договоров первой половины ХIХ века. Данное предложение автором заметки преподносится как открытая угроза Ирана Азербайджану, и стремление «смахнуть его с карты». При этом совершается ошибка, преднамеренность которой, судя по уровню информированности автора, не вызывает сомнений.
Так, в заметке ни словом не упоминаются многократно озвученные в Баку территориальные претензии Азербайджана к Ирану, равно как и практические шаги бакинского режима в этом направлении. Второй президент Азербайджана – Эльчибей – еще в 1992 году открыто заявлял в прессе: «Я мечтаю о том дне, когда с карты мира будет стерто государство, называемое Ираном». Как видим, традиция игр с политическими картами мира родилась отнюдь не в Тегеране.
Намного умнее, и опаснее для Ирана, ведет политику Азербайджанской республики нынешний ее президент – Ильхам Алиев. Напомню несколько фактов, каждого из которых в отдельности более чем достаточно для настороженного отношения Ирана к Азербайджану.
Уже много лет по азербайджанским телеканалам периодично выступают проживающие в Баку члены иранской террористической организации «Мунафегин» - «Моджахеддин-э халк», руки которых обагрены кровью тысяч жителей Ирана, в том числе и высшего руководства этой страны.
Пару лет назад в Иране прошла серия терактов по отношению к ученым-ядерщикам. Было убито минимум пять ученых. Следствие по этим делам показало, что террористы базируются на территории Азербайджанской республики.
В начале июня 2011 года в Российском Институте стратегических исследований выступил Гейдар Мирза, сотрудник администрации президента Азербайджана Ильхама Алиева. Доклад касался роли Ирана в регионе и заканчивался предложением: «И если основатель нынешнего режима в Исламской Республике Иран возвратился из изгнания на самолете «Эйр Франс», то следующий вполне может сойти с трапа самолета «Азербайджан хава йоллари» (Азербайджанские авиалинии).
Подобных примеров можно привести много. Например, на бакинские съезды и конгрессы азербайджанских диаспор мира представителей из Ирана не бывает. Официальное объяснение: «Живущие в Иране азербайджанцы не могут считаться диаспорой, так как они живут на оккупированной части своей Родины». Повторюсь, подобных примеров много, и можно только удивляться терпению Ирана, постоянно ограничивающимся подачей дипломатических нот протеста.
Но статья моего заочного оппонента отличается не только тенденциозностью подбора фактов, но и их искажением. Так, он пишет: «А члены иранского кабинета министров заявляют, что в случае начала конфликта с Западом в число главных целей для нанесения ударов войдут стратегические объекты азербайджанской инфраструктуры, а именно построенные при поддержке США нефтепроводы, идущие из Баку к побережью Средиземного моря».
Как человек, внимательно отслеживающий события в нашем регионе, могу заявить, что данное предложение не соответствует действительности. Никогда ни один член иранского кабинета не выступал с подобными заявлениями. Тегеран постоянно предупреждает, что готов нанести ответный удар по тем государствам, которые предоставят свою территорию в качестве плацдарма для нападения на Иран. «Расшифровал» это предложение назначенный бакинским режимом оппозиционером азербайджанский журналист Эйнулла Фатуллаев. Это, по крайне мере, означает, что Баку не исключает своего соучастия в готовящейся агрессии против Ирана. А передача Израилю восьми военных аэропортов в Азербайджане является лишним тому подтверждением. Как, собственно говоря, и закупки у Израиля вооружения, пригодного для ведения боевых действий на территории, намного превышающей площадь армянских государств.
Что касается заявления Мансура Хакикатпура. Трудно представить, что автору статьи неизвестно, что проблема пересмотра Гюлистанского и Туркманчайского договоров впервые была поднята не в Иране, а в Азербайджане. Надо быть очень пристрастным «аналитиком», чтобы столь оперативно отреагировать на заявление иранского политика и хранить молчание по поводу перманентно звучащих из Баку территориальных претензий к Ирану.
Так, 1 февраля прошлого года, на пленарном заседании Милли меджлиса (парламента) Азербайджана, депутат Гудрат Гасангулиев предложил «дать юридическую оценку Гюлистанскому и Туркманчайскому договорам, и, исходя из этого, переименовать Азербайджанскую Республику в Республику Северный Азербайджан». Данная инициатива была поддержана другими парламентариями, в том числе депутатом от правящей партии, заместителем исполнительного секретаря правящей партии «Ени Азербайджан» Сиявушом Новрузовым. «Это достаточно важный вопрос. В мире имеются такие примеры, как Северная Корея и Южная Корея, Северный и Южный Кипр. Было бы целесообразным, если бы Азербайджан, как расколотое государство, назывался бы Северным Азербайджаном», - подчеркнул представитель власти в парламенте Азербайджана. Тогда же было предложено провести референдум и внести дополнения в статью 11 Конституции Азербайджана о том, что Азербайджан состоит из Северного, Южного и Западного Азербайджана. Расшифрую: с недавних пор в Баку принято называть Армению – «западным Азербайджаном». Отмечу также, что в «северный Азербайджан» бакинские идеологи включают южные районы Дагестанской республики Российской Федерации. С тех пор в парламенте Азербайджана постоянно поднимается вопрос «Северного» и «Южного» Азербайджана.
Таким образом, выступление в парламенте Ирана заместителя председателя парламентского комитета по безопасности и внешней политике Мансура Хакикатпура, явилось ответом на перманентно звучащие из Азербайджанской республики провокационные заявления. Иранский политик просто и ясно продемонстрировал Баку опасность подобных игр с картами.
Азербайджан выступает в роли задевающего провокатора, в случае реальной опасности моментально прячущегося за спины старших подельников. Иначе говоря, Азербайджан – застрельщик, но не игрок в антииранских выступлениях отдельных стран западного сообщества, и лишь очень большое желание быть слепым не позволяет этого не видеть. Поэтому фраза «Трудно винить Азербайджан за то, что он ищет союзников за пределами своего региона» не просто не отражает действительности, она намеренно искажает ее. Азербайджану необходимо отказаться от амбициозных и ничем не обоснованных территориальных претензий к соседним странам, и тогда ему не будет иметь смысла искать военных союзников.
Наконец, пара слов о том, что «Азербайджан превратился в динамичного регионального игрока». Я бы сказал иначе: Азербайджан, пользуясь «возможностями» нефтедолларов, давно уже превратился в регионального и внерегионального авантюриста, стремящегося купить себе историю. Последний пример – установка памятников в украинских городах Севастополь и Николаев.
В этих городах 7 и 8 мая намечается открытие построенных Азербайджаном памятников бойцам 77-ой Симферопольской Краснознаменной стрелковой и 416-ой Таганрогской Краснознаменной стрелковой дивизиям. Казалось бы, благое дело. Вся беда, однако, заключается в том, что надписи на этих памятниках искажают историю. Азербайджан пытается присвоить ратный подвиг советских людей в войне с фашизмом, в частности, при освобождении Крыма. Voskanapat.info опубликовал на эту тему ряд материалов с которыми может ознакомиться каждый желающий. Подобное поведение – территориальные притязания к соседним странам, попытки присвоить чужую историю и культуру, а также жесткая дискриминация автохтонных народов республики и становится причиной того, что Азербайджан бывает вынужден искать союзников за пределами региона», – отметил политолог.