«Голос Армении»: Правительство может сдержать рост цен на электроэнергию
Газета «Голос Армении» пишет: «В связи с пересмотром тарифов на поставляемый из России природный газ правительство Армении субсидирует цену газа на 30%. Об этом заявил премьер-министр Армении Тигран Саркисян на заседании правительства. Решение о субсидировании правительством газовых цен и господдержка социально необеспеченных абонентов - стандартный набор шагов, которые предпринимались исполнительной властью при каждом повышении тарифов на российский газ, груз которого приходится на госбюджет. Правительство осознает, что повышение тарифа будет болезненным для всех без исключения - и для имущих, и для неимущих, и для промышленности, и для экономики в целом.
Подорожание газа негативно скажется на реальной экономике, а вот макроэкономические показатели явно улучшатся. Рост газовых цен и мультипликативный эффект от этого приведут к существенному росту ВВП. А это значит, что правительство без особого труда сможет отчитаться перед президентом об исполнении ожиданий главы государства. Напомню, что Серж Саргсян на первом заседании нового правительства заявил, что ожидает от исполнительной власти обеспечения 7-процентного роста ВВП в текущем году. Другое дело, что реальную экономику это может просто убить, а социальную ситуацию взорвать.
Вся проблема в том, что рост цен не ограничивается газовыми. Речь в данном случае не о тотальном подорожании на потребительских рынках, что прогнозируется экспертами. Речь о конкретном повышении тарифа на электроэнергию, что уже анонсируется со стороны Комиссии по регулированию общественных услуг. Дело в том, что, получив заявку о повышении газовых цен, буквально на следующий день КРОУ по собственной инициативе (без заявок со стороны электрогенерирующих и распределительных предприятий) приступила к рассмотрению вопроса повышения цен на электроэнергию.
Прежде всего, не совсем понятно, с какой стати КРОУ проявляет собственную инициативу в данном вопросе, когда сами хозсубъекты электроэнергетической отрасли молчат.
Загадочной остается увязка электрических тарифов с газовыми. Иными словами, абсолютно неубедительно обоснование пересмотра цены электроэнергии для потребителей, поскольку основной объем электроэнергии в Армении вырабатывается ААЭС и гидроэлектростанциями, работающими вовсе не на газе, а на ядерном топливе и воде. Газовая цена тут, разумеется, никак не может влиять на себестоимость вырабатываемой электроэнергии. Разве что незначительное (для таких предприятий) количество газа может пригодиться, скажем, в отопительных целях. Это с одной стороны.
С другой - энерговырабатывающих, использующих газ в своем технологическом цикле тепловых станций в Армении всего две - Разданская ТЭС и Ереванская ТЭС. Однако Ереванская ТЭС "сидит" не на российском, а на иранском газе. Она занимается тем, что получает иранский газ, вырабатывает электроэнергию и отправляет обратно в Иран. При этом весь процесс осуществляется по принципу бартера - кубометр иранского газа оплачивается 3 кВт электроэнергии (согласно действующему договору). То есть это замкнутая цепочка, в которой практически нет места подорожавшему российскому газу. Таким образом, единственным генерирующим предприятием, себестоимость продукта которого может корректироваться в зависимости от цены российского газа, остается Разданская ТЭС.
В итоге получается, что КРОУ намерена повысить тариф на электроэнергию для конечных потребителей только ради Разданской ТЭС при условии, что в общем объеме производимой в Армении электроэнергии ее (Разданской ТЭС) вклад мизерный.
Если в вопросе повышения цен на газ в принципе от нас мало что зависит, ибо это решение российской стороны, то предотвратить цепную реакцию, спровоцированную этим решением, прогнозируемую еще год назад, именно наше дело».