Действия министра обороны С. Оганяна и главы Полиции В. Гаспаряна должны стать примером для всех чиновников в Армении
Военный эксперт Давид Джамалян в комментарии для Panorama.am проанализировал инцидент в воинской части Ноемберяна, ставший причиной убийства сослуживцем военнослужащего ВС Армении Люкса Степаняна, и последовавшие за этим развития.
Напомним предшествовавшие события. Ранее в пресс-службе Военной прокуратуры РА Panorama.am сообщили, что 15 мая, около 15:30 по ереванскому времени, военнослужащий срочной службы одной из воинских частей Ноемберяна, рядовой Давид Хачатрян вступил на постовой в перепалку с сослуживцами – рядовыми Люксом Степаняном и Грачья Саркисяном, затем из закрепленного за ним оружия (автомата Калашникова) открыл огонь, в результате чего Л. Степанян от полученного ранения в голову скончался на месте, а Г. Саркисян с огнестрельным ранением в голову был доставлен к городскую больницу Ноемберяна.
По данному факту 15 мая 2013г. в следственном отделе 6-го гарнизона Следственной службы МО Армении было возбуждено уголовное дело по признакам п.6 ч.2 ст.104 Уголовного кодекса РА («Убийство, совершенное способом, опасным для жизни многих людей»), ведется следствие. Назначены ряд экспертиз, проведены следственные мероприятия, допрошены свидетели.
Сам Давид Хачатрян в тот же день был задержан, было принято решение о выдвижении ему обвинения в совершении преступления, предусмотренного п.6 ч.2 ст.104 («Убийство, совершенное способом, опасным для жизни многих людей») и ч.1 ст.112 («Умышленное причинение другому человеку телесного повреждения или иного тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, либо повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа или утрату органом функции, либо выразившегося в неизгладимом обезображении лица, а также причинение иного вреда здоровью, опасного для жизни или вызвавшего его расстройство, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть или с заведомо для виновного полной утратой профессиональной трудоспособности, либо повлекшее за собой прерывание беременности, психическую болезнь, заболевание наркоманией или токсикоманией») УК РА. В настоящее время Д. Хачатрян содержится в СИЗО ванадзорского отделения Военной полиции МО РА.
Утром 18 мая отец убитого военнослужащего Л. Степаняна решил доставить тело сына в Ереван, к зданию правительства Армении, для проведения акции протеста. Однако, по данным СМИ, дорогу родным солдата по пути в Ереван перегородили дорожная полиция и автомобили МО. Вскоре пресс-секретарь Минобороны РА Арцрун Ованнисян на своей страничке в социальной сети Facebook сообщил, что глава ведомства Сейран Оганян отправился на встречу с родителями погибшего военнослужащего. Туда же отправились и начальник Полиции РА Владимир Гаспарян и Военный прокурор Геворк Костанян. Через некоторое время стало известно, что после беседы с начальником Полиции и главой Минобороны родные и близкие погибшего военнослужащего приняли решение вернуться в Верин Геташен и предать тело Л. Степаняна земле в родном селе. С ними туда же поехали В. Гаспарян и С. Оганян. Владимир Гаспарян при этом распорядился о сопровождении автомобилей до самого села, а Сейран Оганян еще раз заверил, что не отступит от своего слова и все обстоятельства дела будут раскрыты. Он также сообщил, что по данным предварительного следствия оружие было применено в результате спора, вспыхнувшего на почве межличностных отношений. В итоге похороны Люкса Степаняна состоялись в тот же день в селе Верин Геташен Гегаркуникской области РА.
В связи с этим эксперт отметил: «В эти дни мы все пережили потрясение. Постигшая трагедия пронзила всех нас. Как это произошло, как такое могло случиться, почему на первый взгляд незначительная ссора закончилась трагедией?
В низшем звене армейской структуры контроль был ослаблен – вот, видимо, основная причина, которая привела к трагедии. Соответственно нужно считать абсолютно полноценной реакцию, последовавшую непосредственно за трагедией: отправление в отставку командного состава воинской части.
Еще одна важная проблема, к которой считаю необходимым обратиться. Горе потерявшего ребенка родителя безгранично и безутешно, в его душе – пустота, он потерял самое драгоценное в жизни, его жизнь лишилась смысла. Никто не имеет морального права обвинять оказавшегося в такой ситуации человека, даже за самый непредсказуемый поступок. Необходимо терпеливо выслушать потерявшего сына родителя и разделить его горе в буквальном смысле этого слова. И именно в этом плане поведение министра обороны Армении Сейрана Оганяна и главы Полиции РА Владимира Гаспаряна должно служить примером для всех должностных лиц.
Да, министр обороны первым разделил горе потерявшего сына родителя, так как любая подобная трагедия – удар в спину, в первую очередь, для него самого, удар от тех, чье бездействие привело к трагедии. Да, все моральное бремя произошедшего министр С. Оганян взял на себя. Кстати, бремя это неописуемо тяжкое, когда твои переживания совпадают с переживаниями других, когда тебе есть что сказать, но ничто не может утешить мать погибшего военнослужащего.
Однако повторяю: выслушать гнев потерявшего сына родителя, окружить его вниманием должен не только министр обороны. Люди не должны сталкиваться с безразличием в средних и низших звеньях госструктур. Любой чиновник должен быть готов выслушать их с терпением, выслушать, одновременно не создавая лишней бюрократической возни».
Материалы по теме:
Министр обороны Армении Сейран Оганян отправил в отставку ряд высокопоставленных военнослужащих
Причиной ссоры и убийства военнослужащего ВС Армении Люкса Степаняна стало слово «прыщ»?