Я. Джафарли: В вооруженных силах Азербайджана выросла коррупция и участились случаи смерти солдат
«Думаю, в данном случае говорить о каких-то продвижениях невозможно. С каждым годом растет сумма, выделяемая на военный бюджет, но при этом никакой прозрачности мы не наблюдаем. Даже члены парламента не обладают информацией по этому вопросу. К примеру, они должны знать, какие сферы охватят те 3,7 миллиарда долларов, которые выделили на военный бюджет 2013 года. Власти отказываются давать информацию об этом», - сказал в интервью бакинской газете «Зеркало» президент азербайджанской Коалиции НПО «Безопасность, демократия и экономическое развитие» (SeDEP), полковник-лейтенант запаса Яшар Джафарли.
Он также отметил, что в последнее время появляется все больше информации о случаях коррупции и взяточничества в азербайджанской армии. «Получается, что проводимые в данном направлении реформы никаких результатов не дали. Мы провели небольшое исследование. В 2013 году Министерство обороны объявило тендер только по двум областям, и об этом писала официальная пресса. Это сфера закупок овощей и хлеба. По всем другим сферам осуществляются большие проекты, тратятся большие средства на обновление вооружения, однако никаких тендеров не объявлялось, то есть говорить о какой-либо прозрачности просто невозможно. Наоборот, уровень коррупции возрос. И определить это очень просто. Резкое увеличение военного бюджета приводит к резкому увеличению коррупции, а прозрачности нет», - сказал эксперт.
Говоря о сотрудничестве Азербайджана с НАТО и завершении 3-его этапа Плана действий индивидуального партнерства (IPAP), глава SeDEP отметил, что сотрудничество в рамках IPAP велось в двух направлениях: реформы внутри страны и работы, проводимые в рамках международного военного сотрудничества. Интересы Азербайджана больше всего направлены на работы, проводимые за рубежом, в частности, проведение миротворческих мероприятий. Касаясь внутренних реформ, он отметил:
«Если мы оставим в стороне официальную информацию, то, основываясь на неофициальные источники, можно прочувствовать, что мнение представителей гражданского общества Азербайджана о внутренних реформах совпадает с мнением представителей структур НАТО. Несмотря на множество заявлений, объем реально проделанной работы в стране не велик. Одно из заявлений касается перевода штата и структуры азербайджанской армии на стандарты НАТО, подготовки кадров, проведения реформ в сфере военного образования. Эти работы действительно проводились. Однако общие итоги проведенных реформ, степень близости Азербайджана как государства, либо его Вооруженных сил к стандартам НАТО, остаются неизвестными»
Комментируя заявления официальных лиц Азербайджана о проведении реформ в Вооруженных силах и процессе перевода военных соединений на стандарты НАТО, глава Коалиции НПО отметил, что структурные реформы в Азербайджане проводились только на бумаге. «В некоторых случаях реформы внедрялись в армии. Но эти работы проводились таким образом, что личный состав, в особенности офицеры, оставались недовольны проводимыми реформами. Словом, реформы ожидаемого результата не дали. Приведу пример: при организации штата и структуры офицеров в связи с переводом с одной должности на другую многие военные лишились званий, должностей, их зарплаты понизились», - сказал он.
Джафарли отметил, что реформы должны проводиться поэтапно и конечном результате привести к главному– смене министра обороны на гражданское лицо. Однако этого не случилось. «В то же время должно было быть сформировано командование всех видов ВС, в особенности Сухопутных войск, но и этого не произошло. Что касается разделения функций Генштаба и аппарата Минобороны, то и здесь процесс остановился. Несмотря на то, что 3-й этап IPAP близится к завершению, все эти работы не были выполнены. Выходит, что проделана лишь половина работ и реформы не завершены», - рассказал эксперт.
Говоря об изменениях в армии, Джафарли отметил, что в Азербайджане начался процесс укомплектования целого ряда должностей военнослужащими сверхсрочной службы. «При этом в пограничных и внутренних войсках в данной области было проделано больше работ. Однако в процессе перевода офицеров на более высокие должности, предоставлении им новых званий наблюдался регресс. Офицеры в этих новшествах не увидели каких-то преимуществ. Можно сказать, что реформы проводились хаотично. Ни личный состав армии, ни гражданское общество не увидели ожидаемых результатов», - подчеркнул он.
Эксперт отметил, что демократическое управление является одной из важных составляющих, а продвижение Азербайджана вопросе совершенствования правового законодательства мизерно. «К примеру, обратимся к вопросу ротации руководящего состава армии. У нас командиры корпусов остаются на своих должностях по 12-18 лет. Естественно, это формирует определенный застой. В этом вопросе надо также учитывать то, что министр обороны находится на своей должности более 18 лет, а глава Генштаба – более 19 лет», - считает Джафарли.
Комментируя мнение о том, что НАТО предложила свою помощь Азербайджану по ведению борьбы с коррупцией и молчание Баку на это предложение эксперт заметил: «Если поставить перед собой цель вести реальную борьбу с коррупцией и добиться определенных успехов, то, безусловно, Азербайджан должен быть заинтересован в этом. Однако нынешнее руководство армии не кажется заинтересованным в этом деле, наоборот, есть ощущение, что оно старается сохранить существующую структуру, чтобы все было закрытым, и они могли бы делать все, что хотят».
Джафарли напомнил, что власти Азербайджана избегают вопроса ввода гражданского контроля над армией, а парламент отстранили от осуществления контроля над армией. Он также отметил, что если несколько лет назад чувствовалось какое-то желание азербайджанских силовиков расширить связи с гражданским обществом, то в последние 2-3 года наблюдается обратный процесс.
«Сейчас они не только не ходят на мероприятия, даже не хотят прислушиваться к гражданскому обществу, напирают на СМИ. Главным образом это касается Минобороны. Так, Министерство обороны подало в суд на газету “Yeni Musavat” , а также другие газеты, НПО. Кроме того, Минобороны предпринимает попытки возбудить уголовные дела против НПО, военных экспертов, представителей гражданского общества, которые пытаются вести общественный контроль над армией. Результатом этого стало то, что директор Центра демократического гражданского контроля над Вооруженными силами Алекпер Мамедов, чтобы избавиться от сфабрикованного против него уголовного дела, был вынужден покинуть страну», - напомнил эксперт.
Он отметил, что руководство Азербайджана отдает поручения, издает указы, направленные на укрепление отношений с гражданским обществом, однако в системе Министерства обороны все делается наоборот.
Говоря о росте числа потерь в ВС Азербайджана эксперт заметил: «Одной из главных причин такого увеличения числа потерь является существующее управление. Министр сидит на своем посту 18 лет, глава Генштаба – 19 лет, командиры армейских корпусов также сидят на своих должностях довольно долго, а это формирует определенный застой в управлении, морально-психологическое напряжение возрастает. А морально-психологическое напряжение оказывает отрицательное влияние на всех – начиная с самого министра и кончая командиром отряда. Таким образом, главной проблемой я считаю управление».
Глава коалиции НПО подчеркнул, что в управлении азербайджанской армии наблюдается авторитаризм и нет коллегиальности при принятии решений и их исполнении. «Морально-психологическое напряжение, в то же время нарушение ряда прав офицеров в связи с вопросом обеспечения квартирами, формирует у офицеров отрицательное отношение к военной службе, равнодушие, в том числе по отношению в личному составу. С психологической точки зрения офицер рассуждает так: если мои права нарушаются, нет никакой заботы, то как иначе я могу относиться к тем, кто у меня в подчинении? Этот пример касается всех уровней», - сказал Джафарли в то же время отметив, что азербайджанские войска находятся в боевых условиях и существует напряжение в психологическом состоянии.
Говоря о том, насколько отразилось на социальном благосостоянии азербайджанских военнослужащих 10-кратное увеличение военного бюджета эксперт заметил, что в какой-то степени оно улучшилось. «Но вместе с тем остается множество нерешенных проблем. Прежде всего я имею в виду проблему обеспечения офицеров квартирами. Мы воспитываем своих офицеров, начиная с 1992 года. Каждый год мы выпускаем 600-700 офицеров, но не строим ни одного дома. И это несмотря на то, что 28 декабря 2011 года президент подписал указ и представил определенные требования в целях обеспечения офицеров квартирами. Прошло полтора года, а каких-либо серьезных продвижений в этом вопросе нет. По полученным нами сведениям, квартиры получили только 136 человек. А нуждающихся – более 10 тысяч. Если сюда прибавить офицеров в запасе, то цифра возрастет до 30-40 тысяч человек. Это серьезная социальная проблема, и при увеличении бюджета ее надо учитывать», - сказал он.