Григорий Трофимчук: Карабахское урегулирование невозможно из-за противоречивых заявлений Баку
«В 1991 году Москва тоже утеряла контроль над примерно 20% территорий, прежде подчинявшихся ей. С тех пор Россия даже не вспоминает об этом. Азербайджан же твердит о своих потерях ежедневно и ежечасно», - сказал ИА «Регнум» первый вице-президент российского Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук, комментируя заявления министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова в интервью «Независимой газете».
Российский эксперт подчеркнул, что во многом именно из-за противоречивых заявлений азербайджанских государственных лиц продвижения в процессе нагорно-карабахского конфликта нет.
Как отмечает агентство, в упомянутом интервью Мамедъяров затронул «мадридские принципы» заявив, что согласно этому документу Азербайджану «с фиксированной датой» переходят 7 районов вокруг бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, а армянская сторона получает гарантии безопасности, временный статус Нагорного Карабаха, экономическое развитие, открытие коммуникаций, возобновление нормального полноценного жизнеобеспечения людей. Он отметил, что определение статуса Карабаха, в первую очередь в интересах Азербайджана и Баку готов решать этот вопрос с армянской стороной.
Отвечая на вопрос о том, почему глава МИД Азербайджана возвращается к «мадридским принципам», разговоры о которых в последнее время поутихли, Григорий Трофимчук сказал, что это обусловлено необходимостью хоть что-то озвучивать по карабахской проблематике. «Режим полного молчания приведет к усугублению впечатления о переговорном процессе в целом, он еще больше зайдет в тупик», - сказал он.
Политолог выразил уверенность, что в условиях отсутствия конкретных решений и практических подвижек нужно продолжать затрагивать эту тему хотя бы на уровне обсуждений. Один только факт, что Эльмар Мамедъяров приезжает советоваться по этому и другим важным вопросам в Москву – позитивен, считает он.
По мнению Трофимчука, самый интересный момент в заявлении азербайджанского министра - напоминание о «мадридских принципах» и их реализации в обмен на процветание соседних с Карабахом территорий. «Иными словами, Мамедъяров разделил проблему на сам Карабах с одной стороны и прилегающие территории с другой, не обошел стороной вопрос статуса и затронул тему безопасности», - сказал эксперт, подчеркнув, что одних заявлений мало.
Первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития добавил, что не совсем понятно, как эти заявления азербайджанской стороны будут сочетаться с другими заявлениями, а именно: возможности военного решения конфликта. По мнению эксперта, первоочередная задача Азербайджана - избавление от пусть даже самых мелких противоречий в своих заявлениях.
«Баку предстоит убедить всех окружающих, в том числе саму Армению, что в рамках непосредственного урегулирования конфликта и ликвидации его последствий будет обеспечен должный уровень безопасности. Алгоритм действий таков: сначала Азербайджан исключает противоречия, затем доказательно убеждает в этом остальных, после чего Армении ничего не остается, как пойти навстречу. Ну, а пока никто не говорит о том, что уверен в безопасности, и до тех пор у Еревана есть полное моральное право рядом со словом безопасность ставить жирный знак вопроса», - сказал Трофимчук, добавив, что сегодня даже сами стороны говорят не об укреплении безопасности, а о росте напряжения на линии соприкосновения в зоне конфликта.
Отвечая на вопрос о том, насколько искренним может быть стремление Баку к урегулированию конфликта, который обеспечивает президенту этой страны Ильхаму Алиеву и его приближенным внутриполитические дивиденды и механизмы для маневра на внешних площадках, эксперт выразил уверенность, что независимо от фамилии правящего в Азербайджане президента проблема Нагорного Карабаха будет висеть тяжким грузом на шее.
«С годами этот груз будет только тяжелеть. Если Азербайджан возьмет курс на политику, хотя бы наполовину (а лучше полностью) не зависящую от продажи нефти, тогда тема нагорно-карабахского конфликта в сравнительной степени окажется в тени, как и многие другие вопросы. В противном случае вопрос нагорно-карабахского конфликта в зависимости от внешних факторов (цены на энергоносители, к примеру) будет все более резко подниматься внутри страны», - заявил политолог, добавив, что попытка силового решения конфликта в теории может рассматриваться как вариант, но это повлечет за собой очень тяжелые последствия для всех стран региона, в том числе для Азербайджана.
Напоследок Григорий Трофимчук поделился своими соображениями по поводу возможных подвижек в ныне вялотекущем и заторможенном процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
«Секрет заключается в том, что все страны Южного Кавказа, а также Россия должны понять следующее: им всем вместе угрожает серьезнейшая опасность - шквал нестабильности, который стремительно движется с Ближнего Востока. Нужно отбросить в сторону все сравнительно мелкие вопросы и сосредоточиться на гораздо более важных, иными словами - смертельно опасных проблемах. Этим нужно заняться сейчас, буквально сегодня, ибо когда сквозняк с юга выбьет окна в наших домах, будет поздно. Я не исключаю возникновения с десятка новых очагов нестабильности на одном только Южном Кавказе. Перед общей более опасной глобальной угрозой проблемы регионального масштаба будут так или иначе решены. Либо Армения, Грузия, Азербайджан и Россия осознают это, либо придется большим злом решать меньшее», - сказал Григорий Трофимчук.
Как напоминает агентство, глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров в интервью «Независимой газете» заявил, что Азербайджан готов решить вопрос статуса Карабаха с армянской стороной. «В вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта "дипломатия еще не устала", и стороны должны удвоить или даже утроить усилия, чтобы прервать порочный круг, в котором оказались», - сказал он.
Мамедъяров также заявил: «Карабах мы не трогаем, понимая, что существует проблема статуса, потому что в свое время парламент ликвидировал статус автономной области Карабаха. Но до решения вопроса статуса, а это из правового поля, необходимо очистить стол переговоров от сложностей. В данном случае это наличие военного фактора, использование силы, присутствие армянских вооруженных сил на азербайджанских территориях».