Об одном заявлении министра МИД Азербайджана
Panorama.am представляет статью газеты “Голос Армении”.
Практически сразу после своей московской встречи 21 мая с главой российского внешнеполитического ведомства Сергеем Лавровым азербайджанский министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров следующим образом прокомментировал адресованное ему замечание о том, что Нагорный Карабах уже определил посредством референдума свой политически независимый статус: "Получается абсурд: изгнали всех людей азербайджанской национальности из Карабаха и заявили о том, что использовали принцип права нации на самоопределение. А азербайджанцы не нация?"
Это очень слабый и крайне уязвимый комментарий, который к тому же полностью искажает очевидные реалии. В годы проведения второй и третьей Всесоюзной переписи населения (в 1939г. и 1959г.) кремлевское руководство едва ли допускало возможность скорого (уже через 30 лет) развала СССР и - как следствие - отделения НКАО от Азербайджанской ССР. По данным указанных двух переписей численность азербайджанского населения НКАО составляла соответственно всего 9,3% и 13,8%.
В последующие десятилетия азербайджанскими советскими властями реализовывалась особая демографическая политика, ориентированная на курс выдавливания армянского населения из НКАО (и не только). В девятилетний промежуток времени между двумя следующими двумя всесоюзными переписями населения (1970г. и 1979г.), проведенными, кстати, в период руководства Гейдара Алиева, был зафиксирован рост численности населения республики на 17,6%, причем собственно азербайджанского – почти на 25%. Иными словами, в течение девяти лет численность "титульной нации" возросла почти на миллион (более 932000) человек, тогда как общая численность армян в Азербайджанской ССР (включая и НКАО) не только не обеспечила даже минимальный рост, но и сократилась с 483520 (в 1970 г.) до 475486 человек (в 1979 г.).
В 1970 году из 150 300 жителей НКАО армяне составляли более 80% (численность армян равнялась 121 100, или 80,6%), в то время как азербайджанский показатель уже достиг 18,1% (27 200 человек). В течение последующих девяти лет численность армянского населения области увеличилась менее чем на 2%, зато азербайджанского – в абсолютных цифрах в 1979 г. азербайджанцы составляли уже 22,9% от числа всех жителей НКАО.
В этой связи уместно вспомнить известное признание президента Азербайджана Гейдара Алиева (от 2002 года) о том, что в бытность свою руководителем Азербайджанской ССР он прилагал большие усилия для оттока армянского населения НКАО и притока азербайджанского: "Когда я был первым секретарем Азербайджанской ССР, старался изменить демографию Нагорного Карабаха. Нагорный Карабах поднимал вопрос об открытии там института, вуза. У нас все возражали. Я решил открыть, и азербайджанцев из прилегающих районов мы направляли уже не в Баку, а туда. Открыли там обувную фабрику, направляли туда азербайджанцев из окружающих область мест. Этими и другими мерами я старался, чтобы в Нагорном Карабахе стало больше азербайджанцев, а число армян сократилось. Те, кто работал в то время в Нагорном Карабахе, знают об этом".
Несмотря на все усилия руководителей советского Азербайджана, армянское население НКАО к моменту конфликта все еще явно доминировало. 10 декабря 1991 года, когда состоялся референдум о независимости, армяне продолжали составлять абсолютное большинство. Если бы даже все зарегистрированные в области азербайджанцы (включая не обладающих избирательным правом детей) приняли участие в референдуме, то и тогда азербайджанский показатель не превысил бы 20%.
В списки избирателей были включены 132 328 человек – все население области, обладающее избирательным правом. 82,2% избирателей (108736 человек) приняли участие в голосовании, 99,89% из них высказались за независимость НКР. Тот факт, что более 24 000 азербайджанцев бойкотировали голосование, не может ставить под сомнение итоги референдума. Бойкот азербайджанского меньшинства как раз диктовался изначальной предсказуемостью итогов голосования.
Если бы азербайджанский министр был более принципиальным именно в аспекте отстаивания им "справедливости", то свой вопрос перефразировал бы и адресовал президенту собственной республики. В течение всего прошлого века после передачи Нахиджевана под большевистско-турецкий протекторат в составе советского Азербайджана была реализована программа по окончательному выкуриванию из этого исторического края армянского демографического присутствия и полной ликвидации тысячелетних следов армянской материальной культуры.
Завершающий аккорд в этом изуверском предприятии был поставлен уже в новом столетии, когда в промежутке 2001-2007 гг. стерлись с лица земли тысячи армянских надгробий на кладбище средневекового города купцов и ремесленников Джуги. Операция по окончательной ликвидации следов армянского присутствия производилась частями азербайджанской армии.
А ведь еще в начале прошлого века Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщал: "Нахджаван у древних армян, Наксуана у классических писателей - уездный город Эриванской губернии на высоте около 3000 футов над уровнем моря на предгорьях Карабахских возвышенностей. По преданию основан Ноем, гробница которого показывается местными армянами. Некоторые персидские и армянские историки относят основание его к 1539г. до Р. Х."
Генрих Хюбшман - известный востоковед, представитель индоевропейской компаративистики младограмматического направления писал, что топоним "Нахиджеван" происходит от армянского префикса "нах" и слова "аван" и означает "место первой высадки". Под названием "Нахиджеван" или "Наксуана" местность известна еще древнегреческим авторам, а иудейский историк Иосиф Флавий называет его "Апобатерион" - буквальный перевод армянского топонима. Флавий сообщает: "...затем, когда ковчег остановился на вершине одной горы в Армении, а это заметил Ной, последний открыл его и, увидев около ковчега несколько суши, стал надеяться на лучшее и успокоился. Это место армяне называют местом высадки и до сих пор еще показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега".
Посетивший Армению в 1670-х годах французский негоциант Жан Шарден писал: "…я выехал из Эривани и четыре мили ехал по холмам и долинам <…> на следующий день проехали пять миль по ровным и плодородным местам, окруженным горами, оставив вправо гору, называемую горой Ноя <…> продолжая путь, мы сделали восемь миль. Большое поселение Садарак на полпути осталось влево от нас; оно по значению соответствует главному городу той части Армении, которая называется Шарур <…> Одиннадцатого числа мы сделали четыре мили по той же дороге и по такой же красивой местности <…> и переехали отделяющую одну часть Армении со столицею Эривань от той части Армении, где столицей - Нахиджеван".
Если бы азербайджанский министр Мамедъяров был более принципиальным, то никогда не позволил бы себе даже заикнуться о вопросах региональной истории и демографии. Но он является посыльным государства, где ложь и фальсификация слагают хребет государственности и национальных ценностей. Летом 2009 года азербайджанский президент Ильхам Алиев подчеркнул: "Нахчыван - древняя азербайджанская земля. Наш народ столетиями жил и творил на этой прекрасной земле. Расположенные в Нахчыване исторические и архитектурные памятники показывают, как велик талант азербайджанского народа. Нахчыван подарил Азербайджану великих личностей. Нахчыван подарил Азербайджану великого лидера Гейдара Алиева". Эти позорные слова не столько даже против Армении, сколько против собственного народа: нельзя до такой степени зомбировать население.