То, что "нельзя купить нефтью"
Panorama.am представляет вниманию читателей статью газеты “Голос Армении”.
В минувший четверг, выступая в Национальном Собрании, заместитель министра ИД Шаварш Кочарян ответил на ряд вопросов депутатов-оппозиционеров. В частности, на замечание Н. Пашиняна о том, что "футбольная дипломатия" очевидным образом замедлила процесс признания Геноцида армян, Кочарян дал довольно-таки витиеватый ответ. И, кроме всего прочего, сообщил, что Турция вовлекает проживающих за рубежом азербайджанцев в процесс по торможению признания факта Геноцида армян в преддверии 100-й годовщины трагедии.
Для тех, кто внимательно следит за процессами в сфере армяно-турецких отношений, это заявление, конечно же, не стало новостью - странно, что замминистра преподнес это как открытие. Еще более странно, что Кочарян не затронул куда более важную в данном случае тему: какие шаги предпринимает министерство для того, чтобы противостоять этим вызовам - безусловно, приоритетным с точки зрения как внешней политики Армении, так и в целом - национально-государственной безопасности. Возможно, это не вписывалось в конкретную тематику обсуждения в НС - выполнение бюджета за прошлый год. Однако проблема не перестает быть от этого менее актуальной и требующей разъяснений. Тем более что с приближением 100-летней годовщины Геноцида противостояние будет только ожесточаться, и с таким дипломатическим потенциалом (а тот факт, что общество крайне недовольно деятельностью МИД РА, трудно оспорить) нам будет весьма сложно бороться за признание Геноцида и реализацию иных, не менее важных задач внешнеполитического характера.
Масштабное наступление "икорной дипломатии" - в широком смысле слова - действительно видно невооруженным глазом, даже с учетом того, что дела здесь делаются в основном подковерными способами, основная работа ведется в кулуарах и, естественно, "втемную". Афишировать собственную нечистоплотную деятельность турецкий тандем не будет по вполне понятным причинам, и мы можем судить о ее масштабах в первую очередь по результатам. Но не только. Отголоски активнейшим образом ведущейся турками работы время от времени проявляются публично, благодаря главным образом тем людям и организациям, которые не поддаются на щедрые посулы и даже в политике остаются верными правозащитным и нравственным принципам и ценностям. Причем касается это международного признания как Геноцида армян, так и Республики Арцах. Нетрудно заметить, что практически каждый такой случай становится предметом пристального внимания со стороны Турции и Азербайджана, представители которых пытаются любыми способами дезавуировать соответствующее решение.
Приведем лишь несколько примеров. Буквально месяц назад парламент австралийского штат Новый Южный Уэльс единогласно признал геноцид ассирийцев, греков и армян в Османской Турции в годы Первой мировой войны. Напомним, что этот штат - крупнейший в Австралии - в октябре прошлого года принял также резолюцию о признании Нагорно-Карабахской Республики. Согласно документу, с 2014 года в учебники для учащихся 10-х классов австралийских школ наряду с темой Холокоста будет включена тема геноцидов и резни армян, ассирийцев, греков и других немусульманских наций. Принятие закона, как и следовало ожидать, вызвало бурную реакцию Анкары, генеральный консул которой обвинил австралийских законодателей в "необоснованных претензиях".
В ответ автор законопроекта Фред Нил заявил следующее: "Мой законопроект был основан на выводах Международной ассоциации исследователей геноцида, Австралийского института Холокоста и геноцида, ученых и других национальных и международных научных групп. Они все пришли к единодушному мнению, что ассирийцы, армяне и греки были жертвами геноцида в 1910-х и 1920-х". Далее Нил на редкость точно и адекватно обозначил актуальность темы: "Для христианско-демократической партии, как и для всего парламента Нового Южного Уэльса, признание геноцида коренного ассирийского, армянского и греческого народов в Османской Турции не просто вопрос истории. В качестве последствий геноциды продолжаются по сей день, это вопрос международного права и прав человека, и я буду продолжать выступать об этом при каждом удобном случае. Пусть будет справедливость, пусть души будут утешены, разбитые сердца соединены. Страны должны помириться и воздать честь всем тем, кто невинно погиб во время одного из самых мрачных в новейшей истории периодов человечества".
Столь же четкий и однозначный ответ получила Турция от Канадского музея прав человека, квалифицировавшего убийства 1,5 миллиона армян в 1915 году как Геноцид. В ответ турецкий посол не нашел ничего лучшего, как заявить, что "решение канадского правительства квалифицировать убийства армян в Османской империи как геноцид может препятствовать потенциально прибыльным торговым отношениям между двумя странами". Представитель музея, который будет открыт в будущем году в городе Виннипег, Клинт Керл парировал нелепое заявление турка следующей записью: "Продолжающееся отрицание этого исторического злодеяния во имя этнической однородности делает его современной проблемой прав человека".
И третий пример. После того как американский город Фрезно 23 апреля нынешнего года поддержал право народа Арцаха на независимость, работающие в США азербайджанские дипломаты обратились к властям города с просьбой отменить резолюцию. При этом они благоразумно не стали, по примеру турецких братьев, угрожать ухудшением "прибыльных торговых отношений", а всего лишь скромно сообщили, что, дескать, это, во-первых, "подрывает суверенитет Азербайджана", а во-вторых, "усиливает борьбу между общинами и не способствует мирному урегулированию". Автор резолюции Андреас Боргес в ответ заявил о том, что Арцах заслуживает международного признания и он лично приложит к этому все силы, сообщил о получаемых им ежедневно угрозах со стороны азербайджанцев и подчеркнул: "Мы не поддадимся хорошо финансируемым лоббистским усилиям азербайджанцев".
...Буквально на днях, выступая на организованной в Европарламенте конференции на тему "Геноцид армян: мост для примирения народов", депутат Национального собрания Франции Валери Буайе выразилась не менее решительно и четко. Отметив, что накануне столетия Геноцида армян во Франции продолжается турецкая и азербайджанская пропаганда отрицания, она заявила, что сегодня Франция должна поднять голос в защиту ценностей, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. И подчеркнула: "Ни память, ни права человека нельзя купить нефтью".
Комментировать все эти заявления излишне. Потому что то, что "нельзя купить нефтью", - и есть основной и важнейший ресурс не только армянской позиции, но и всего цивилизованного сообщества, отлично осознающего - чем грозит миру отрицание и забвение чудовищных преступлений против человечества. Хотелось бы верить, что этим мощным правовым и нравственным потенциалом армянская сторона сумеет воспользоваться в полной мере.