Резолюция Луизианы: в защиту прав и права
Panorama.am преставляет статью газеты “Голос Армении”.
Итак, Луизиана стала четвертым штатом Америки, выступившим в защиту права народа Арцаха на независимое и демократическое развитие. Ранее аналогичные резолюции приняли законодательные органы Род-Айленда (май 2012), Массачусетса (август 2012) и Мэна (апрель 2013). Осенью прошлого года решение признать Республику Арцах приняла палата представителей австралийского штата Новый Южный Уэльс.
Признание независимости Арцаха Американскими штатами становится делом если не обыденным, но уже вполне ожидаемым: ровно за один год это сделали 4 штата. Если приплюсовать сюда Новый Южный Уэльс и созданные за тот же период группы дружбы с парламентом НКР в Сейме Литвы и Национальном собрании Франции, можно без лишнего ажиотажа констатировать, что процесс признания Арцаха международным сообществом сдвинулся с мертвой точки и набирает темпы. Однако в случае с Луизианой крайне важно обратить особое внимание на сам текст резолюции, который можно считать практически образцовым с точки зрения историко-правового обоснования легитимности образования Нагорно-Карабахской Республики. Лаконичная резолюция, принятая 30 мая сенатом штата Луизиана - блестящее и оптимальное по сочетанию формы и содержания резюме, которым следует руководствоваться не только тем, кто имеет дело с конфликтом, но и всем принимающим решения лидерам мировой политики, действительно озабоченным безопасностью и будущим нашего региона.
Эксперты уже выделили некоторые формулировки документа, выдающие высокий профессионализм его авторов. Так, Ара Папян обратил внимание на первый параграф резолюции: "Нагорный Карабах, известный также как Арцах, исторически является армянской территорией, населенной в подавляющем большинстве армянами, которая была незаконно отделена от Армении Советским Союзом в 1921 году и передана под управление новообразованного Советского Азербайджана". Весьма важно, по мнению специалиста, что использовано не расхожее выражение "включена в состав", а именно "передана под управление новообразованного Советского Азербайджана", поскольку речь идет не о независимых государствах, а о республиках в составе СССР. Вместе с тем можно смело утверждать, что практически каждый параграф и каждое слово документа несут в себе глубокую смысловую нагрузку, будучи продуманными, выверенными и отточенными как в правовом, так и в политическом контексте.
Приведем наиболее значимые части резолюции. Парламентарии Луизианы не просто называют начавшееся 20 февраля 1988 года Движение "национально-освободительным", но и считают, что оно "вдохновило людей по всему Советскому Союзу на борьбу против тирании и за свои права и свободы, способствуя продвижению демократии для миллионов людей и установлению мира во всем мире". К сожалению, в свое время руководство Армении не захотело пойти именно по пути оформления Движения в качестве "национально-освободительного", хотя эксперты и указывали на преимущества такого подхода в международно-правовом смысле. Сегодня Луизиана напоминает нам о высоком предназначении борьбы народа Арцаха "против тирании и за свои права", как нельзя более актуальной с учетом нынешней ситуации в Азербайджане. Это подчеркивается и в следующем параграфе: "сенат поощряет и поддерживает продолжительные усилия Нагорно-Карабахской Республики, направленные на развитие в качестве свободного и независимого государства с тем, чтобы гарантировать те права своих граждан, которые присущи свободному и независимому обществу".
Указывая, что "сенат Соединенных Штатов неоднократно выражал поддержку законным устремлениям народа Нагорного Карабаха к свободе", законодатели штата фактически прямым текстом напоминают сегодняшним правителям Америки о том нравственном и ценностном заряде, который был заложен в основу принятых в США в конце 80-х - начале 90-х многочисленных актов поддержки народа Арцаха. Увы, с распадом СССР позиция Вашингтона резко отошла от декларированных принципов американской демократии, продвижение которых эта страна считает своей исторической миссией.
Далее резолюция буквально несколькими предложениями обрисовывает пройденный Арцахом путь к легитимизации независимой государственности: "2 сентября 1991 года, согласно действующему в то время законодательству, законодательный орган Нагорного Карабаха объявил о создании Нагорно-Карабахской Республики", "10 декабря 1991 года народ Нагорно-Карабахской Республики проголосовал за независимость", "6 января 1992 года законодательный орган республики, избранный демократическим путем, официально объявил о независимости".
Принимая все это во внимание, сенат Луизианы "призывает президента и Конгресс США поддержать право на самоопределение и демократическую независимость Нагорного Карабаха и его конструктивное вовлечение в усилия мирового сообщества, направленные на справедливое и долгосрочное решение вопросов безопасности в этом стратегически важном регионе". Тем самым не только обращая внимание на необходимость вовлечения Арцаха в региональные процессы, но и справедливо акцентируя "долгосрочное и справедливое решение вопросов" как единственно верный способ обеспечить безопасность региона в целом - еще один аспект, который не нашел надлежащего места в позиции армянской стороны.
Безусловно, резолюция, принятая сенатом Луизианы, имеет важное политическое значение, которое внесет свою лепту в международное признание Республики Арцах. Однако столь же несомненно, что безупречность избранных формулировок с историко-правовой и моральной точки зрения делают этот документ не просто образцовым, но и весьма поучительным для международных посредников, в том числе и в первую очередь для США. Достаточно сравнить аргументы законодателей Луизианы с позорными Мадридскими принципами, чтобы представить себе ту степень деградации подходов Армении и мирового сообщества, которая имела место за прошедшие 25 лет.