Минюст Азербайджана препятствует правозащитникам в проведении мониторинга в тюрьмах
14 июня общественный альянс «Азербайджан без политзаключенных» подал в суд на Пенитенциарную службу министерства юстиции Азербайджана в связи с отказом этого ведомства ответить на информационные запросы данной правозащитной структуры. Развития вокруг данной ситуации анализируются в статье азербайджанской газеты «Зеркало».
Как отмечается в материале, с целью составления годового отчета «Об условиях содержания в местах заключения и правах арестованных и осужденных» альянс обращался к руководству Пенитенциарной службы Азербайджана с просьбой разрешить проведение мониторинга в местах отбывания наказания. Однако Пенитенциарная служба не ответила на запрос и не разрешила проведение мониторингов.
Альянс также просил руководство Пенитенциарной службы Азербайджана ответить на вопросы о том, сколько в ведении Минюста СИЗО и учреждений отбывания наказания, сколько лиц содержится в СИЗО и отбывает наказания в тюрьмах, какие шаги принимаются для исполнения закона «Об обеспечении прав и свобод лиц, содержащихся в местах заключения», и, наконец, сколько средств из госбюджета было выделено в 2011-2012 г. на улучшение питания, медицинского обслуживания, решение социальных проблем заключенных. Альянс не получил ответов на эти вопросы.
На просьбу о проведении мониторингов был дан ответ о необходимости обращения в Общественный наблюдательный комитет при Минюсте Азербайджана, что не удовлетворило руководство альянса. В связи с этим альянс подал исковое заявление против Пенитенциарной службы в I Бакинский административно-экономический суд.
По словам главы Общественного альянса «Азербайджан без политзаключенных» Октая Гюльалыева его организация была создана в августе прошлого года группой бывших политзаключенных и «узников совести».
«Мы выступили с двумя обращениями в Пенитенциарную службу. В первом обращении мы просили предоставить нам возможность провести мониторинг в учреждениях по отбыванию наказания. Руководство Пенитенциарной службы заявило, что для этого мы должны получить согласие Общественного комитета. Хотя это и противоречит закону, мы все же последовали этому совету и обратились в Общественный комитет, однако, никакого ответа так и не получили», – сообщил он газете «Зеркало».
Как отметил Гюльалыев, второе их обращение было связано с подготовкой Альянсом отчета «Об условиях содержания в местах заключения и правах арестованных и осужденных».
Как заявил глава отдела по связям с общественностью Пенитенциарной службы Минюста Азербайджана Мехман Садыхов, мониторинги могут проводиться лишь членами Общественного комитета или при их согласии. Однако бывший член Общественного комитета при Пенитенциарной службе, председатель комитета против пыток Эльчин Бехбудов опроверг высказывания Мехмана Садыхова. «В Общественный комитет никогда не направлялись обращения правозащитников, относительно проведения мониторинга в учреждениях по отбыванию наказания. Министерство юстиции само определяло, кому следует разрешить проводить мониторинг, а кому нет», – заявил он.
Примечательно, что, отвечая на вопрос, куда было перенаправлено обращение директора института Мира и демократии Лейлы Юнус в Пенитенциарную службу, Мехман Садыхов также заявил, что она никогда не обращалась в Пенитенциарную службу относительно проведения мониторинга. Однако Лейла Юнус опровергла заявление главы отдела по связям с общественностью Пенитенциарной службы. «Слова Мехмана Садыхова о том, что я не обращалась в Пенитенциарную службу для проведения мониторинга, не соответствуют действительности. Я это делала неоднократно еще тогда, когда начальником Пенитенциарной службы являлся Айдын Гасымов», – сообщила Л.Юнус.
По ее словам, начальник Пенитенциарной службы целых шесть месяцев отказывался рассматривать ее заявление. «Однажды я встретилась с ним, и спросила, почему же он не разрешает мне посетить тюрьмы. Айдын Гасымов сказал, что никогда не разрешит мне провести мониторинг в учреждениях по отбыванию наказания», – заявила правозащитница.