Диагноз армяно-азербайджанских отношений на основании одного интервью. А. Минасян указал на примитивную ложь в словах А. Оруджлу
На днях при содействии Научно-исследовательского центра «Регион» было организовано онлайн-интервью с азербайджанским политологом Арастуном Оруджлу. От Panorama.am в виртуальной пресс-конференции участвовал политолог Армен Минасян.
По его словам, подобные интервью дают возможность в условиях ограниченной связи ознакомиться с подходом другой стороны касательно конкретных вопросов. Кроме этого, в отдельных случаях в ходе подобного диалога появляется возможность составить представление о позициях противоборствующих сторон и рассматривать собеседника в качестве индикатора настроений. Интервью с Арастуном Оруджлу – из этой серии. К тому же, отметил эксперт, в случае с ним достаточно было одного вопроса, чтобы сделать выводы.
«Я обратился к господину Оруджлу со следующим вопросом: „Зарубивший топором армянского офицера азербайджанский офицер Рамиль Сафаров, который был экстрадирован из Венгрии в Азербайджан в 2012г., не только не продолжил отбывания срока наказания в местах лишения свободы, но был помилован президентом, удостоился наград, повышения воинского звания и т.д. Как Вы оцениваете факт убийства безоружного человека в мирных условиях и реакцию азербайджанских властей на все это?” Данный вопрос я периодически задаю разным азербайджанским специалистам, экспертам и деятелям, таким образом раскрывая их менталитет, в некоторой степени их честность и здравомыслие», – рассказал А. Минасян.
Эксперт процитировал ответ Арастуна Оруджлу: «Я выражал свое отношение к данному факту, и оно было негативным. К сожалению, героизация всяких преступлений является пока что товаром, имеющим своих покупателей в обоих обществах. Жаль, конечно, что Алиев сделал это, но особого восторга в этом плане не вызывают также рассказы армянского президента Саргсяна американскому исследователю Томасу де Ваалу о том, как он принимал участие в убийствах в Ходжалы».
Армен Минасян далее отметил:
«На первый взгляд может показаться, что азербайджанский эксперт озвучил трезвый ответ, однако эти слова очевидным образом демонстрируют следующее: а) он применяет те же манипуляционные приемы, которые характерны для азербайджанской пропаганды; б) быть может нехотя, но подтверждает, что он выступает не как самостоятельно рассуждающий индивид, а как один из обслуживающих данную пропаганду лиц.
Прежде всего, должен отметить, что поиски в Интернете мнения Арастуна Оруджлу по данному вопросу оказались тщетными. Единственное интервью, которое он дал по данной теме, – это телемост на Радио Свобода, во время которого азербайджанский политолог действительно обратился к этой проблеме. Однако во время телемоста он представил не собственную точку зрения, а свой анализ ситуации, охарактеризовав действия Алиева как преследующие политические и PR цели.
Что касается замечания Арастуна Оруджлу о том, что героизация преступления пока является товаром быстрой реализации, то с этим нельзя согласиться. Однако в подобных случаях проблема состоит в том, кто производит эту продукцию. Если это дело рук отдельных маргинальных групп, то это одно, но когда подобным промышляет целое государство во главе с президентом – это другое. К примеру, все страны сталкиваются с проблемой производства, транспортировки и сбыта наркотиков. Однако, например, в Мексике, где ежегодно погибают сотни полицейских вследствие войны против наркокартелей, данная проблема имеет одно свойство и совсем другое в возглавляемом „Талибаном” Афганистане, где все это управляется непосредственно политической властью. То есть, нельзя сравнивать действия президента, помиловавшего приговоренного в европейской стране к пожизненному заключению преступника, с действиями, к примеру, ругающегося на улице матом человека.
Арастун Оруджлу сам прекрасно понимает это, однако, видимо, получив соответствующее указание, обязан был как-нибудь выйти из ситуации и именно по этой причине обратился к Томасу де Ваалу, причем, прибегнув сразу к нескольким видам манипуляции.
Начнем с формулировки „ особого восторга в этом плане не вызывают также рассказы армянского президента Саргсяна американскому исследователю Томасу де Ваалу о том, как он принимал участие в убийствах в Ходжалы”. Это заявление – примитивная ложь. Хотя бы по той причине, что в интервью с Томасом де Ваалом президент Армении Серж Саргсян такого не говорил. Ни одно процитированное в интервью предложение Сержа Саргсяна не представлено от первого лица. Почему Арастун Оруджлу излагает все именно таким образом, известно только его заказчикам.
Теперь вернемся к злополучному интервью. В 2011 году мне представилась возможность лично провести интервью с Томасом де Ваалом касательно включенных в книгу цитат. Тогда американский эксперт заявил, что для подтверждения подлинности этих цитат он должен прослушать имеющиеся у него записи (чего он до тех пор не сделал), однако он подтвердил, что как автор во многих случаях представил в книге собственные впечатления. О событиях же в самом Ходжалу он тогда сказал, что, с его точки зрения, это вовсе не было предварительно продуманной и запланированной акцией. Отрывок из этого интервью уже третий год как выложен в Интернет, и Арастун Оруджлу мог с ним ознакомиться.
Однако своим подходом Арастун Оруджлу доказывает, что его проблема заключается вовсе не отсутствии знаний о фактах, а в том, что он посредством их искажения пускает в оборот заказные оценки.
Отметим, что интервью с Томасом де Ваалом и многие другие интервью были использованы в фильме „Между голодом и огнем. Власть ценою жизней”. Было бы желательно, чтобы азербайджанские политологи ознакомились также с представленными в фильме фактами».