Армения может сыграть важную роль в деле развития института миротворчества в рамках ОДКБ. Доклад Г. Котанджяна
Как ранее сообщалось, 26-27 июня в Ереване состоялся Второй стратегический политический форум «Политико-безопасностные ориентиры формирования военной составляющей ОДКБ», организованный Институтом национальных стратегических исследований Минобороны Армении (ИНСИ), Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности и автономной некоммерческой организацией «Институт ОДКБ». В работе Форума приняли участие как специалисты из государств-членов ОДКБ, так и представители государств-сопредседателей Минской группы (РФ, США и Франции), а также аккредитованных в Ереване международных организаций. Форум приветствовал президент РА Серж Саргсян.
Дав высокую оценку успешности Форума, генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа предложил на базе опыта проведения научно-экспертных форумов по наиболее актуальным проблемам развития Организации учредить Ежегодный стратегический политический форум на базе ИНСИ МО РА. Предложено расширить формат участия в Форуме до международного – с охватом всех сторон, заинтересованных в укреплении коллективной безопасности в контексте общих интересов поддержания мира, стабильности и глобальной безопасности.
Сегодня пресс-служба Минобороны РА распространила доклад одного из организаторов Второго стратегического политического форума, доктора политических наук (РФ), феллоу (научного эксперта) по контртерроризму (США), начальника ИНСИ МО РА, генерал-майора Гайка Котанджяна по теме «Миротворчество как важный компонент военной составляющей ОДКБ: Место и роль Армении». Доклад приводим без сокращений и изменений.
***
Общеизвестно, что в деле предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов ключевое значение имеет миротворческая деятельность, а вовлеченность отдельных стран или международных организаций в миротворческих процессах существенно способствует повышению их авторитета, продвижению национальных и коллективных интересов в международном сообществе, укреплению их военно-политических позиций в системе международной безопасности.
Осознавая важность миротворчества в обеспечении международной безопасности и стабильности, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) последовательно наращивает нормативно-правовую базу координации своей деятельности в этой области. Как мы знаем, 6 октября 2007 года в Душанбе было подписано “Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности”, вступившее в силу в январе 2009 года (“СОГЛАШЕНИЕ О МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ”: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=1679 ).
По Статье 2 данного Соглашения для участия в миротворческих операциях предусматривается создание миротворческих сил, действующих на постоянной основе. Для комплектования миротворческих сил государствам-участникам в соответствии со своими национальными законодательствами предписывается выделение миротворческих контингентов. Фактически, в рамках организации коллективной безопасности предусматривается создание постоянного миротворческого сводного военного формирования, беспрецедентного в международной практике. Сегодня ни одна международная организация не имеет миротворческих сил на постоянной основе. Например, в ООН действует система так называемых “резервных соглашений”. Так что ОДКБ может стать первой международной организацией, которая будет иметь постоянно готовые к действию “голубые каски” (СТРАТЕГИЯ МИРОТВОРЧЕСТВА: http://www.odkb.gov.ru/d/bzzg.htm).
Хотя со дня вступления Соглашения в силу прошло более четырех лет, и за это время в рамках Организации последовательно развивалась политико-правовая база формирования и применения миротворческих сил – были разработаны Методические рекомендации по подготовке миротворческих контингентов – однако деятельность ОДКБ в сравнении с миротворческой деятельностью ООН, НАТО и ЕС по урегулированию конфликтов остается достаточно пассивной. Следует отметить, что сотрудничество государств-членов Организации в сфере миротворчества практически не выходит за рамки совместных учений. Осенью 2012 года в Казахстане состоялось первое учение миротворческих контингентов государств-членов ОДКБ “Нерушимое братство-2012”, а следующее учение планируется провести в октябре 2013 года в России (УЧЕНИЯ МИРОТВОРЧЕСКИХ СИЛ ОДКБ “НЕРУШИМОЕ БРАТСТВО-2013” ПРОЙДУТ В РФ: http://ria.ru/defense_safety/20130410/931960086.html).
Согласно Статье 3 вышеупомянутого Соглашения, решение о проведении миротворческой операции на территории государств-членов принимается Советом коллективной безопасности (СКБ) с учетом национальных законодательств государств-членов на основании их официальных обращений о проведении на его территории миротворческой операции или решения Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции на территории государств, не входящих в ОДКБ.
Таким образом, хотя механизмы осуществления миротворческих операций как в зоне ответственности Организации, так и за ее пределами нормативно определены, на деле ОДКБ пока не удается реализовывать конкретную деятельность в данном направлении.
Между тем, Соглашение и остальные базовые документы о миротворческой деятельности ОДКБ получат реальную практическую значимость лишь в том случае, если ОДКБ будет проявлять инициативу по включению в международно-безопасностные процессы урегулирования конфликтов в “горячих точках” нашей планеты.
Осуществление миротворческой деятельности на территории государств-членов Организации с политической точки зрения представляется проблематичным лишь с точки зрения возможных оценок целеполагания и содержания операций. Другими словами речь идет о гарантиях дистанцированности внутреннего миротворчества от карательных функций. Что касается политико-правовой полномочности подобных операций – для их осуществления по Статье 3 требуется только решение Совета Коллективной Безопасности ОДКБ, мандат же ООН не обязателен.
Возможно, ОДКБ следовало бы на начальном этапе имплементации своей право-нормативной базы сфокусировать внимание на миротворческой деятельности за пределами зоны своей ответственности, по образцу НАТО укрепляя сотрудничество с ООН и предоставляя для ее миссий свои миротворческие контингенты. Базой для такого сотрудничества мог бы послужить подписанный в прошлом году “Меморандум о взаимопонимании между Департаментом Организации Объединенных наций по поддержанию мира и Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности” (См: “МЕМОРАНДУМ О ВЗАИМОПОНИМАНИИ МЕЖДУ ДЕПАРТАМЕНТОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА И СЕКРЕТАРИАТОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ”: Документы по вопросам формирования и функцианирования системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности, Выпуск 13, Mосква, 2013.). Как мы уже отмечали, участие в миротворческих операциях по мандату ООН существенно повысило бы международно-безопасностный авторитет ОДКБ (А.И. Никитин, Конфликты, терроризм, миротворчество. Изд. “Навона” М: 2009, с.167).
С организационно-практической точки зрения требуют обсуждения вопросы о степени представленности государств-участников в постоянной сводной миротворческой бригаде ОДКБ, разработки ее окончательной структуры, с учетом ресурсных и некоторых других особенностей представленных стран, что связано с необходимостью дополнительных консультаций на уровне Глав Государств ОДКБ.
В то же время существует другой вариант участия ОДКБ в миротворческих миссиях. По Статье 8 Соглашения ОДКБ может заключать коллективные резервные соглашения с ООН, а каждое государство-член, имеющее подобное соглашение, может участвовать в совместных миротворческих операциях Организации по мандату ООН или под эгидой региональных организаций после информирования об этом Совету коллективной безопасности.
Данная практика широко используется в международных отношениях. Например, НАТО по мандату ООН активно вовлечен в миротворческих операциях на разных континентах мира. Согласно этой практике ОДКБ тоже может брать ответственность за проведение миротворческих операций. Отдельные страны в праве заключать рамочные соглашения с ОДКБ, и осуществлять миротворческие операции под командованием одного из государств-участников Организации, уполномоченного для координации данной миссии.
Для развития института миротворчества в рамках ОДКБ немаловажна задача выстраивания новых отношений с НАТО – многоопытным актором, имеющим свою устоявшуюся ключевую роль в системе глобальной безопасности. Совместные миротворческие операции с вовлечением отдельных государств-членов Североатлантического союза и ОДКБ могут стать одной из исходных платформ, на которой станет возможным генерирование плодотворного сотрудничества. В этом смысле целесообразным можно было бы считать организацию совместной миротворческой деятельности в конфликтных регионах, где интересы двух организаций совпадают.
В связи с налаживанием отношений с НАТО примечательны намечающиеся в последнее время тенденции активизации деятельности ОДКБ в Центрально-Азиатском регионе. В ОДКБ доминирует мнение, что после вывода коалиционных войск из Афганистана ситуация в странах региона обострится (“О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН ПО СИТУАЦИИ В АФГАНИСТАНЕ”: http://www.odkb.gov.ru/start/index_aengl.htm ), и может создаться угроза для безопасности Центральной Азии и ОДКБ в целом. В связи с этим на заседании Совета ОДКБ в Москве 17 ноября 2011 года был согласован Проект плана действий ОДКБ по нейтрализации возможных вызовов и угроз из Афганистана (“О ЗАСЕДАНИИ ПОСТОЯННОГО СОВЕТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ”: http://www.odkb.gov.ru/start/index_aengl.htm).
В декабре 2011 года мне как участнику афганской войны довелось выступить с докладом на специальном заседании Научно-экспертного совета ОДКБ по Афганистану, недавно мне представилась возможность принять участие в обсуждении данной актуальной проблемы Аналитическим сообществом ОДКБ в Бишкеке. На мой взгляд, достоин внимания интерес к проблемам миротворческого сотрудничества, проявляемый американскими экспертами Программы национальной безопасности Гарвардского университета. Представляется перспективным продвижение диалога по проблемам борьбы с угрозами из Афганистана после вывода коалиционных войск не только в формате «Россия-США», но и «США-ОДКБ», или «6+1», соразмерного параллельному партнерству в формате НАТО-Россия, или «28+1». Этому может способствовать наметившаяся тенденция оживления диалога между Президентами РФ г-ном Владимиром Путиным и Президентом США г-ном Бараком Обамой вокруг поиска решений проблем глобальной безопасности.
С точки зрения поддержки данного диалога и налаживания сотрудничества в сфере международного миротворчества между государствами и организациями определенную роль может сыграть Армения, являющаяся стратегическим союзником России и партнером США, а также членом-учредителем ОДКБ и партнером НАТО, имеющим богатый опыт участия в миротворческих операциях, осуществляемых коалиционными силами Североатлантического Альянса и силами государств-партнеров, а также в учениях ОДКБ в составе действующих Коллективных сил оперативного реагирования.
С 2004 года Армения участвует в руководимых НАТО Миротворческих силах в Косово. В 2005-2008 годах миротворцы Армении накопили полезный опыт, также участвуя в возглавляемой со стороны США миротворческой коалиции в Ираке. С 2009 года Армения вносит свой вклад в миротворческую миссию Международных сил содействия безопасности в Афганистане.
Об авторитете Армении как “государства-миротворца” свидетельствует также недавнее официальное обращение Италии, страны-командира осуществляемой под эгидой ООН миротворческой миссии UNIFIL в Ливане, с предложением включить в состав миссии армянский отряд, который должен будет осуществлять функции обеспечения безопасности штаб-квартиры миссии. Предпосылки для направления отряда в Ливан недавно стали предметом обсуждения между начальниками генеральных штабов Республики Армения и Республики Италия (ВОЗГЛАВЛЯЕМАЯ НАЧАЛЬНИКОМ ГШ ВС РА ДЕЛЕГАЦИЯ ОТБЫЛА В ИТАЛИЮ:
http://www.mil.am/1371452717). В перспективе рассматривается возможность участия миротворческой миссии РА по мандату ООН также и в Северной Африке (ГЕОГРАФИЯ АРМЯНСКИХ МИРОТВОРЦЕВ РАСШИРЯЕТСЯ: КОСОВО, АФГАНИСТАН, ЛИВАН И СЕВЕРНАЯ АФРИКА: http://xn--c1adwdmv.xn--p1ai/news/fd-abroad/armenia/1669225.html).
Таким образом, Армения может внести свою лепту в дело формирования миротворческого компонента Военной составляющей ОДКБ, способствуя ее превращению в многофункционального актора не только региональной но и глобальной безопасности.
В заключение считаем целесообразным еще раз подчеркнуть насущную необходимость того, чтобы деятельность ОДКБ в области миротворчества в процессе формирования Военной составляющей Организации вышла бы за рамки учений и достигла уровня активного вовлечения в международные миротворческие операции.