Что же было на самом деле и кто в чем виноват? Автомобильный эксперт Сергей Асланян о ДТП в подмосковном Подольске
Известный российский журналист, радиоведущий, автомобильный эксперт Сергей Асланян на своей странице в социальной сети Facebook обратился к трагедии в подмосковном Подольске, унесшей жизни 18 человек.
«Нас повергли в лицемерный траур по страшному поводу. Только Москва и область 15 июля 2013 года горюют по 18 погибшим в ДТП в подмосковном Подольске. Страна продолжает наслаждаться летом, Универсиадой и заныриванием Президента на нужную глубину к вещему „Олегу”. В остальной стране нет повода для печали, там повсеместно все хорошо и скоро станет еще лучше, стабильней, инновационней и нанотехнологичней. А когда горе грянет на другом конце страны, им не побеспокоят столицу и непричастные территории. Горе не сплачивает, оно лишь портит статистику… И всякий раз показывает, что государство не признаёт свою вину.
Водитель непригодной к употреблению за рулем грузовика национальности, в субботу 13.07.2013, спускался под уклон на перегруженном КАМАЗе и врезался в рейсовый автобус в Подольске. Автобус разорвало на две части. 18 убито. 32 ранено.
Трагедия отвлекла Госдуму от отдыха и возбудило PR-активность у политиков, „экспертов” и бабушек.
Первыми успели высказаться обыватели. Всклокоченная бабушка в телевизоре рассказала, что грузовик несся на страшной скорости. Нервная женщина скорбно отметила: „Он гнал по встречке, норовил успеть первым и всех нагло обгонял”… Полицейские сразу обнаружили в действиях водителя многократные нарушения и плохое поведение на рабочем месте. „Эксперты” пожаловались, что армянин на грузовике имел всего лишь международное водительское удостоверение, а не подобающее российское.
Что же было на самом деле и кто в чем виноват?
Грачья Арутюнян работал на „коротком плече” и возил щебень из карьера. По этому маршруту он ездил по несколько раз за день. Поводов для особой спешки не было. Разницу в возможном заработке нивелировал перегруз в две тонны на восьмитонном автомобиле. Но у КАМАЗа (по нашим меркам современном) не работала система аварийного растормаживания. Она есть на всех подобных машинах. Но очень мешает работе на перегруженной технике и (это особенность модели) работает на спирту. Водители отключают ее повсеместно и с самого момента создания машины в 1976 году. Судя по съемкам регистраторов и траектории ДТП, у грузовика отказала штатная тормозная система и водитель Грачья Арутюнян, предотвращая аварию, увел машину от легковушек в своем ряду, понимая, что раздавит любую из них, да еще внезапным ударом сзади. Поэтому он ушел на встречку. Увидев, что вот-вот выскочит на главную, он резко повернул руль влево и тем самым опрокинул машину. Автобус задел по касательной верхним козырьком кузова, уже положив машину на бок. Удар пришелся в среднюю дверь ЛиАЗа. Скорость грузовика была не выше 60 км/ч, хотя так завалить машину можно и на 40 км/ч. Сухая масса КАМАЗа составляет 6.5 тонн. В итоге по автобусу пришелся удар под 17 тонн, умноженной на скорость… Это вполне сопоставимо с ударом об танк… Ни один автобус в мире такого не переживет без потерь. Но основным поражающим фактором стал не грузовик, а его груз… Людей завалило щебнем. Водитель автобуса Замшит Раджабов не пострадал…
Кто отвечает за перегруз и тормоза? Водитель… а так же транспортное предприятие, транспортная инспекция, ГАИ, страховая компания. Машину запрещено выпускать в рейс без ежедневной предварительной проверки ее технического состояния. В этом и состоит участие государства в транспортной безопасности страны и его ответственность перед нами. Если бы власть чувствовала, что она нам что-то должна, что она перед нами виновата, по итогам этой трагедии (или любой предыдущей) началась бы системная работа по устранению ошибок: новый ГОСТ на автодороги, новый ГОСТ на развязки, посаженный в тюрьму персонал транспортного предприятия, а рядом на скамейке подсудимых инспекторы ГАИ, работники транспортной инспекции, лица из администрации, выдавшие лицензии и на перевозки, и на КАМАЗ, а так же все те, благодаря кому у машины оказался или не оказался страховой полис и талон ГТО. Но поскольку это означает смену системы, то параллельно это требует компетенции от депутатов и ответственности от региональных властей. Либо их поголовной смены на других, с совестью и умением думать о нас, а не о себе.
Вместо этого Госдума, отошедшая на отдых, грянула намерением ничего не менять в системе, а продолжить дрессировать водителей. А уж гастарбайтеров и подавно. Пусть они теперь пересдадут на Российские права. После этого на линию станут выезжать КАМАЗы с исправным аварийным растормаживанием? А что дешевле: взятка инспектору ГАИ или инспектору УФМС? Что правильней купить в такой ситуации: Паспорт или только Права? Кажется, за коррупцию у нас отвечает депутат Яровая… Но она, скорее всего, в глубоком отдыхе.
Зато знает, что делать исполняющий собственные обязанности и победивший себя на будущих выборах мэр Собянин: „Считаю, что мигранты, которые работают на коммерческих перевозках, их нарушения правил дорожного движения должны рассматриваться как грубейшие нарушения трудового законодательства”. В 1937 году это называлось „наказание по аналогии”. Использование аналогии уголовного закона придумали для того, чтобы „приравнять” общеуголовное преступление с небольшим наказанием к контрреволюционным преступлениям с санкций расстрел, как, например, это было применено по Шахтинскому делу, делу „Промпартии” и т. д. (В соответствии с ч. 2 ст. 3 УК РФ применение уголовного закона по аналогии не допускается). Если бы Собянин был в правовом поле и разбирался в столь важных для градоначальника нюансах, каковыми являются законы, было бы достаточно считать водителя, нарушившего ПДД не кем иным, как нарушителем ПДД и наказывать его не по аналогии, а по закону. „Я считаю, что таких водителей надо отстранять от работы, более того, лишать прав”, добавило собственное ВРИО. А почему по воле мэра, а не по ПДД и КоАПу? Там этот случай то же предусмотрен…
Когда власть чувствует ответственность, она не только возлагает венки и обещает компенсацию. Она приходит и плачет вместе с родственниками погибших. И глядя людям в глаза, переполненные горем, непременно что-то говорит…обещает… И, если имеет совесть и говорит по делу, то все сказанное выполняет без оговорок… Но в данном случае весьма коряво выглядел бы мэр, склонившийся над мамой, потерявшей ребенка, со словами: „В связи с гибелью вашей дочки я поставлю светофор…”», – говорится в записи Сергея Асланяна, опубликованной в Facebook.