С.Шахиджанян: Когда я снимал Грачья Арутюняна, он почти все время закрывал лицо руками
Корреспондент Panorama.am побеседовал с фоторепортером и видеооператором газеты «Комсомольская правда» Сергеем Шахиджаняном, который является автором нашумевших фотографий обвиняемого по делу ДТП под Подольском Грачья Арутюняна из зала суда.
– Г-н Шахиджанян, Ваши фотографии из зала суда, на которых Грачья Арутюнян в халате, вызвали достаточно большой резонанс, о чем, уверена, Вы и сами знаете. Была ли для Вас такая реакция ожидаемой?
– Знаете, вообще все эти фотосъемки мне не доставляют никакой радости, потому как снимать человека в «клетке», неважно осужден он или не осужден, я бы все эти снимки запретил и сделал так, как в США: если человек не хочет, чтобы его снимали, то и не будут. У меня, находясь в зале суда, всегда появляется неловкое чувство, так как я непонятно кто в этой ситуации: я не полиция, и не общественность, а когда я снимаю несчастного человека, любого, который сидит в «клетке» и не может никак сказать, чтобы не снимали, я себя всегда чувствую очень неловко.
Когда я снимал Грачья Арутюняна, он почти все время закрывал лицо руками, и было видно, что это руки рабочего человека. К тому же, мне не очень понятно, когда человека еще до суда делают виновным во всех грехах и делают его виноватым, убийцей, что не очень корректно. И скорее виноваты может те люди, которые заставляют его работать на неисправной технике… Что же касается халата, то, по всей видимости, его отправили из больницы вообще без какой-либо одежды, поскольку в Москве жарко, хотя это тоже не очень понятно.
– На самом деле случилось огромное горе, человеческая трагедия, но разве это оправдывает унизительное обращение с человеком, вина которого в суде не доказана?
– Я, к сожалению, не могу давать никаких комментариев по поводу того, виновен он или нет. Я фотограф, который фиксирует то, что вижу и стараюсь при возможности сохранять нейтралитет. И я не позволяю себе никаких высказываний ни в ту, ни в другую сторону.
– Ваши фотографии подняли большой шум, особенно в Армении. Тот факт, что Г.Арутюнян был доставлен в суд в халате, вызвал большой общественный резонанс и стал причиной акций протеста перед посольством РФ в Ереване. Как Вы думаете, возможны механизмы, которые не позволят, чтобы фотография диктовала свою политику или дело в морали?
– Трудно сказать… дело в том, что это было и это свершившийся факт. А то, что к любому человеку, будь то подозреваемый, не подозреваемый, нужно относиться с общегуманистических позиций, сам по себе факт. Конечно, этот халат, который на него надели, может, уместен, так как это лучше, чем, если бы он сидел в зале суда в трусах. Но свою позицию я уже высказал: я бы на законодательном уровне запретил бы съемку в судах, а также публикацию трупов. Снова приведу в пример США: в американской армии есть жесткое совершенно правило, что даже аккредитованный при армии фотограф не имеет права публиковать снимки о летальном исходе, так как первым об этом должно сообщить официальное командование, а не из СМИ родственники должны узнать о том, что человек погиб.
– Господин Шахиджанян, по Вашей фамилии поняла, что мы с Вами соотечественники, это так?
– Нет, к сожалению, я ни разу не был в Армении, я знаю всего десять слов по-армянски. Мой отец родился в Ленинграде, он блокадник и, к сожалению, не знает своего отца. А я очень хорошо помню свою бабушку, Терезу Шахиджанян, она знала армянский язык, она чудом смогла спасти моему отцу жизнь в блокадном Ленинграде, но, к сожалению, она умерла в 1977 году. Ее семья сбежала в Санкт-Петербург после печальных событий в 1912 году, когда все армяне переживали трудные времена, они армянам памятны и, к сожалению, вопрос не решен и политические спекуляции на этот счет еще присутствуют.
Отметим, что Сергей Шахиджанян родился в 1969 в Москве. Закончил фотоотделение факульета журналистики МГУ им М.В. Ломоносова. Работал в «Московском комсомольце», «Вечерней Москве», «Аргументах и фактах», EAST NEWS, ИД «КоммерсантЪ», «Известиях», «Артхронике». Преподает на фотоотделении факультета журналистики МГУ с 1994 года. Лауреат фотоконкурса «Интерфото» и других. Удачно совмещает профессию бильдредактора и фотографа. Сергей Шахиджанян был одним из немногих фотожурналистов, глазами которых весь мир увидел, что происходило с 23 по 26 октября 2002 года в Театральном центре на Дубровке, где шел мюзикл «Норд-Ост». Тогда группа вооруженных боевиков захватила и удерживала заложников из числа зрителей.