Востоковед: Возможные переговоры Ирана с США могут обозначить вступление в окончательный этап обсуждений по ядерной программе
21 июля текущего года верховный лидер Ирана, аятолла Али Хаменеи на встрече с государственными должностными лицами страны в Тегеране заявил, что не связывает оптимистичных ожиданий с возможными переговорами с США вокруг ядерной проблемы. Корреспондент Panorama.am провел беседу на эту тему с востоковедом, специалистом по Ирану Рудиком Яраляном.
-Как можно объяснить пессимистическое отношение верховного духовного лидера к переговорам в США?
-Сам верховный лидер, аятолла Али Хаменеи обосновал свое пессимистическое отношение опытом прошлого, отметив, что США не впервые выступают с таким предложением, однако США невозможно доверять, поскольку они способны на нелогичные действия и неискренни в своих позициях. Этим своим заявлением духовный лидер подтвердил свое былое отношение к США, которое в преддверии переговоров может стать мессиджем о том, что Иран не собирается идти на серьезные уступки и вокруг ядерной программы. Вышеуказанное заявление духовного лидера Ирана, в особенности в нынешних условиях, не может быть квалифицировано как неожиданное и неуместное, поскольку оно полностью отражает позицию страны, оказавшейся в сравнительно выгодном положении после успешно организованных президентских выборов.
-Можно ли предположить, что верховный духовный лидер приветствует идею проведения переговоров с США с определенной оговоркой?
-Не думаю, что это так. Иран всячески пытается выйти из сложившейся сложной ситуации, что в первую очередь обусловлено применяемыми в отношении официального Тегерана ограничениями, а в качестве пути преодоления этой ситуации рассматривается диалог. Я далек от мысли о том, что эта ситуация выгодна Ирану по той причине, что он так или иначе умеет вести свою «игру» в регионе, без участия западных сверхдержав. Цель Ирана – вовлечение в наиболее масштабные региональные программы, что позволит этой стране полноценно участвовать, к примеру, в гонке по продаже и перевозке энергетических ресурсов. Однако это станет возможным лишь в случае развития стабильных и равноправных отношений с западными партнерами, к чему и стремится Иран. Учитывая все это, можно предположить, что призывы верховного духовного лидера выражали не оговорочную позицию к переговорам, а просто нацелены на сохранение бдительности среди государственных чиновников Ирана. Помимо этого, в случае провала предстоящих возможных переговоров сделанные заранее Али Хаменеи пессимистические заявления могут стать дополнительным стимулом для озвучивания обвинений в адрес США.
-Каковы Ваши прогнозы в связи с возможными переговорами с Соединенными Штатами?
-Думаю, все будет зависеть от степени готовности сторон идти на компромисс. Складывается впечатление, будто в очередной раз подтверждается мнение о том, что иранские власти не собираются отказываться от идеи развивать ядерную программу в мирных целях. Однако Иран может сделать свою деятельность в этой сфере более прозрачной для мирового сообщества, что может устроить США. Но пока это возможно лишь в теоретическом отношении. В действительности обсуждения вокруг ядерной программы предполагают длительный процесс, но возможные переговоры с США могут обозначить начало вступления в окончательный этап этого длительного процесса.