«Stratfor»: Основным вызовом безопасности Азербайджана остается Россия
Основным вызовом безопасности Азербайджана остается Россия — как в плане зависимости страны от экспорта российского вооружения, так и в связи с военным присутствием России в регионе, пишет украинский портал «Хвиля» со ссылкой на аналитический центр «Stratfor».
«Азербайджан расположен в кавказском регионе, трансконтинентальной зоне между Европой и Азией. Его окружают три главные региональные державы – Россия, Турция и Иран, которые во многом формируют внешнюю политику и ориентацию страны. Две другие страны Кавказа, Грузия и Армения, также влияют на принятие Азербайджаном решений в сфере безопасности. В частности, тесные взаимоотношения Армении с Россией – 5000 российских военных дислоцируется на территории Армении – определили стратегию безопасности Азербайджана», - считают аналитики «Stratfor».
В то же время, согласно материалу, военные связи Азербайджана с Турцией прослеживаются с первых лет независимости страны. В 1993г., на фоне войны за Нагорный Карабах, Турция наложила эмбарго на Армению в поддержку Азербайджана и впоследствии закрыла свои границы с Арменией.
«Динамика изменилась в 2009г., когда Турция попыталась восстановить отношения с Арменией и лидеры обоих государств начали обсуждать открытие границ. Это вызвало значительную негативную реакцию со стороны Азербайджана, что дало понять, ни о какой нормализации отношений не может идти и речи, до тех пор, пока нагорно-карабахский вопрос остается нерешенным», - говорится в материале.
Согласно репортажу, чтобы снова убедить Баку в важности двусторонних отношений, Турция установила стратегическое партнерство с Азербайджаном в декабре 2010, приоритетом которого было сотрудничество в области безопасности и помощи. Договор, состоявший из 23 статей и 5 глав, гарантировал взаимную поддержку в случае, если одна из сторон становилась предметом «военного нападения или агрессии».
«С тех пор, как было установлено стратегическое партнерство, произошел значительный рост в сотрудничестве между Турцией и Азербайджаном в двух сферах: производство и продажа оружия и военные учения. В 2011г. странами был подписан договор о совместном производстве реактивной артиллерии калибра 107мм и 122мм. Спустя год, Турецкая Корпорация Механической и Химической Промышленности продала Азербайджану оружие и боеприпасы стоимостью более 600 000 долларов», - отмечает «Stratfor».
Авторы считают, что растущие связи между Азербайджаном и Турцией являются противовесом партнерства России с Арменией. В 2010 году Армения одобрила продление срока аренды военной базы России в стране до 2044 года, а Москва предоставляет более современное вооружение для армии Армении.
«С точки зрения турок, Азербайджан является прибыльным рынком для оружейной промышленности и обеспечивает точку опоры в Кавказском регионе, где Россия имеет очень сильные позиции», - говорится в репортаже.
Тем не менее, согласно материалу, существуют значительные ограничения для эффективности взаимодействия Азербайджана с Турцией. Несмотря на растущие связи между двумя странами с точки зрения торговли оружием и в производственном секторе, пока ещё в азербайджанской армии используется большое количество вооружения из советской эры.
«Большинство материальной части азербайджанских вооруженных сил всё ещё производится в России или в бывших советских республиках, где находится и инфраструктура, используемая для поддержания этих средств. Азербайджан стремится к сотрудничеству с Турцией, в том числе, и чтобы улучшить свои существующие системы вооружения и обновить их, но полное обновление требует больших затрат времени и денег», - утверждают авторы.
Отмечается, что азербайджанским ВС придётся и в дальнейшем поддерживать отношения с российскими вооруженными силами исходя из объективной необходимости. В самом деле, недавно с Москвой подписан контракт на $ 1 млрд на поставку оружия, который включает основные боевые танки, самоходную артиллерию и системы залпового ракетного огня. По мнению авторов, Азербайджан не сможет полностью отказаться от России в пользу Турции.
«Россия остается доминирующей военной силой на Кавказе, и это вряд ли изменится в ближайшее время или в среднесрочной перспективе», - говорится в материале «Stratfor».