Как премьер Эрдоган осуществил «революцию» в Турции... Дело «Эргенекон» и ЕС на службе правящей партии АКР
На днях, 5 августа, в Турции суд приговорил десятки человек к пожизненному заключению и длительным тюремным срокам по т.н. делу «Эргенекон». Один из самых высокопоставленных обвиняемых, бывший начальник генштаба турецкой армии Илькер Башбуг, а также генералы Вели Кючюк, Хуршит Толон, Хасан Ыгсыз, Нусрет Ташделер, Левент Эрсёз, Шенер Эруйгур и другие видные военачальники были приговорены к пожизненному заключению. Некоторые из обвиняемых получили от 30 до 117 лет заключения. Среди них журналисты, писатели, адвокаты, политические деятели, депутаты, ректоры университетов.
Напомним, «Эргенекон» – тайная организация в Турции, обвиняемая в попытке госпереворота в стране в 2003 году. По делу «Эргенекон» проходят около 400 человек – политические и общественные деятели, журналисты, адвокаты, преподаватели вузов, отставные и действующие военные, полицейские. Суд над ними продолжается в Стамбуле с 2007 года. Оппозиция называет это дело «охотой на ведьм», обвиняя власти в фальсификациях, однако правительство Реджепа Тайипа Эрдогана это обвинение отвергает.
В связи с этим тюрколог Левон Овсепян в комментарии для Panorama.am проанализировал данные развития и отметил, что дело «Эргенекон» можно рассматривать в качестве устранения в Турции некого сетевого звена т.н. «глубинного государства», а вердикт от 5 августа ввел данный процесс в завершающую стадию.
По словам эксперта, дело «Эргенекон», судебное разбирательство в связи с военным переворотом «Байлоз», раскрытие ряда подпольных организаций необходимо рассматривать в качестве единого целого, поскольку все это объединено одной идеологией и совместными усилиями, которые можно синтезировать в идее «глубинного государства», представляющего прямую угрозу политическому будущему исламистской Партии справедливости и развития (AKP – правящая в Турции партия во главе с премьером Р.Т. Эрдоганом).
«Победа АКР в 2002г. еще не гарантировала жизнеспособности данной политической силы, и руководство партии прекрасно это осознавало. Эрдогану необходимо было установить контроль в первую очередь в такой сфере государства, которая связана с системой безопасности, и тем самым максимально устранить возможные негативные для себя последствия», – отметил специалист.
Л. Овсепян подчеркнул, что АКР проявила достаточную гибкость для обеспечения своего долгосрочного существования. Руководство данной партии, осознавая, что в первую очередь необходимо отстранить армию от политических процессов, лишить военных возможности вмешиваться в них, добилось этого двумя путями – формальным и неформальным.
Первый путь, как пояснил эксперт, заключался в осуществлении институциональных реформ в системе государственного управления, увеличении контроля правительства над органами безопасности страны. Кроме того, были произведены законодательные изменения по уменьшению возможностей армии вмешиваться в общественно-политические процессы. Все это, по словам Л. Овсепяна, было произведено в рамках процесса евроинтеграции, а сам процесс по вступлению Турции в ЕС рассматривался АКР как основной гарант обеспечения собственной безопасности, что и позволило в определенной степени изолировать армию от политических процессов и постепенно сменить кемалистскую систему ценностей в стране.
Л. Овсепян подчеркивает, что, по сути, ЕС стал стратегией, использованной АКР во внутренней политике: внешнеполитическим приоритетом по вступлению Турции в Евросоюз АКР нейтрализовала возможное противостояние военных, поскольку последние всегда сами выступали за западный путь развития и модернизацию страны.
Второй путь, продолжил эксперт, намечается с момента раскрытия группировки «Эргенекон» и начала процесса расследований, которые поставили под удар высокопоставленных военных и представителей кемалистских кругов. Так, в рамках дела «Эргенекон» были раскрыты тайные организации, в деятельности которых основное место занимали действия против Рабочей партии Курдистана (РПК), борьба с сепаратистскими силами, устранение нежелательных политических элементов и др.
«Благодаря довольно гибким действиям АКР и реформам по снижению роли военных появилась возможность раскрыть в первую очередь опасные, представляющие угрозу для данной партии элементы и силы», – заявил специалист.
В итоге, отметил эксперт, АКР удалось нанести мощный удар игравшему серьезную роль в Турции «глубинному государству», способному стать угрозой существованию данной политической силы; осуществить такие беспрецедентные в истории страны шаги, которые лишили армию возможности играть прежнюю роль в политической жизни и избавили правящую партию от возможного «военного вмешательства» в свои действия, обеспечив ее безопасность.
«Дело „Эргенекон” дало премьеру Эрдогану прекрасную возможность провести чистки в системе силовых структур и структур безопасности Турции и обеспечить контроль своего правительства. Образно говоря, правительству Эрдогана удалось различными средствами осуществить „революцию” по смене кемалистской системы ценностей и изолированию тех, кто выступал ее опорой», – резюмировал Л. Овсепян.
Материалы по теме:
В Турции наступают трудные времена
В Турции военные стали символом оппозиции. «Янычары прогресса» могут сломать зубы исламистам