Письмо главы Иерусалимского патриархата ААЦ Н. Манукяна – заговор против Первопрестольного Святого Эчмиадзина
Представители научного сообщества Армении, общественные организации и широкие слои общественности, особенно в социальных сетях, в последнее время активно обсуждают развернувшийся вокруг Армянской Апостольской церкви скандал.
Напомним предысторию. Дело в том, что ранее армянские СМИ опубликовали датированное 3 августа с.г. письмо, которое приписывалось главе Иерусалимского патриархата Армянской Апостольской церкви (ААЦ), архиепископу Нурхану Манукяну. Отмечалось, что письмо адресовано Католикосу всех армян Гарегину Второму и в нем автор выражает недоумение в связи с недавней отставкой главы Французской епархии ААЦ, архиепископа Норвана Закаряна, а также в связи с поддержкой Высшего духовного совета ААЦ позиции «так называемого священника Ваче» (именно такая формулировка использована в приводимом средствами массовой информации послании).
Более того, автор вызвавшего серьезный общественный резонанс письма, согласно опубликованному СМИ тексту, обвиняет католикоса Гарегина II в том, что его якобы «больше интересует внешнее и материальное». Как цитировали СМИ, Н. Манукян отметил также: «Невозможно взрастить здоровые поколения в атмосфере страха и угроз, из-за этого пострадают наш народ и наша церковь, которые в любые времена больше нуждаются в развитых, искренне религиозных и истинных представителях духовенства, нежели в тех, кто лижет пятки». В завершение письма, исходя из приводимого текста, патриарх Нурхан Манукян заявил о своем отказе принять участие в намеченном на 21-28 сентября Собрании епископов.
В связи с этим корреспондент Panorama.am побеседовал с историком, заведующим кафедрой армянской истории Ереванского государственного университета (ЕГУ) Петросом Ованнисяном.
– Как Вы можете прокомментировать последние развития?
– В первую очередь отмечу, что все эти разговоры касательно католикоса – от первого до последнего слова – я считаю похабщиной. Я прекрасно знаю католикоса, наблюдал за ним в течение многих лет, в очень смутные времена, видел его взволнованным, преисполненным тревоги, но в общении с нами он никогда не нарушал норм речевой корректности. Обвинения в том, что он якобы позволил себе некие жаргонные выражения, причем в присутствии высокопоставленных особ, я считаю дешевым трюком. Уверен, он никогда бы не позволил себе такого. Это просто невозможно.
С другой стороны, меня поражает позиция патриарха Нурхана Манукяна. Какова его цель? Защитить главу Французской епархии ААЦ, архиепископа Норвана Закаряна, его права? Как известно Норван Закарян сам выразил желание сложить полномочия. Для нашей церкви подобное всегда было возможно. Единственный пожизненный пост – это сан Католикоса всех армян. Последний может отречься от престола в случае допущения грубого канонического нарушения, за которое церковный совет может лишить его сана. Шаг же архиепископа Норвана Закаряна, в причины которого я не желаю углубляться, допускается с точки зрения регламента.
Мне не нравится и комментарий патриарха Н. Манукяна касательно строительной деятельности католикоса Гарегина Второго, дескать, прежде чем строить церкви, необходимо построить души. Вместо этого патриарху следовало бы самому построить хоть одну церковь, школу или училище, например, в Спитаке. У него имеются материальные средства для этого, а в Армении есть места, где в этом нуждаются. Пусть построит хоть одну часовню, и посмотрим, легко ли строить или нет. Более того, разве католикос Гарегин Второй своей деятельностью не способствовал делу обеспечения церкви высококлассными кадрами?..
Пусть не складывается впечатления, что я выступаю как должностное лицо или мне нечем заняться (у завкафедрой ЕГУ огромная нагрузка). Отмечу лишь, что католикос не нуждается в защите, сами свершенные дела стоят на его защите. Церкви, активная деятельность семинарий, женских школ, детских садов, столовых, больниц… Это государство в государстве.
Послание же патриарха Нурхана Манукяна более чем странное и не делает чести его высокому сану. Быть может, после избрания на этот пост у него началось головокружение, и он, пожалуй, еще не представляет себе, кем стал. Сан главы Иерусалимского патриархата – один из самых высоких для Армянской Апостольской церкви. И он прекрасно знает, что католикос – глава ААЦ, всех структур армянской церкви, всех епархий, патриаршеств. Стиль обращения к стоящему по статусу выше лицу говорит о том, что автор послания не вполне представляет себе эту субординацию. Если он хотел по-братски дать совет католикосу, то мог избрать множество других способов. Тем паче, не думаю, что у него есть проблема с приездом из Иерусалима в Армению – к католикосу.
Это просто фарисейство. Мне кажется, что это сделка, явление, корни которого уходят в некое иное место. На всем этом фоне я вижу некие шаги, направленные не только против католикоса Гарегина Второго, но против Первопрестольного Святого Эчмиадзина..
– Это явление беспрецедентное в истории или подобные периоды бывали и ранее?
– К сожалению, в истории нашей церкви бывали периоды, по прошествии которых на подобных людях оставалось клеймо. Индивидуализируя Католикоса всех армян, они оскорбляют идею в целом. Это духовный сын, духовный брат, и такие явления не должны покидать пределов братства и становиться достоянием общественности, толпы, сброда. Ведь до того, как попасть в Эчмиадзин, сообщение распространилось в Сети. Полагаю, что это заговор против Первопрестольного Святого Эчмиадзина и католикоса. Наш народ должен понимать, с кем имеет дело. Это прекрасный урок изнутри, для тех людей в Ереване, Армении, которые денно и нощно измышляют способы выражения ненависти в отношении католикоса. Не порочьте нашу церковь, ее предводителя, святое присутствие католикоса.
Отметим, что ранее свыше десятка общественных организаций Армении также выразили обеспокоенность в связи с данными развитиями. Как заявил на пресс-конференции 15 августа председатель благотворительной общественной организации «Объединение лорийцев», «развития вокруг церкви – серьезная проблема, в прямом смысле удар по национальной безопасности».
На встрече с журналистами было зачитано заявление общественных организаций Армении, которые считают странной попытку высокопоставленного представителя духовенства нанести удар по репутации и имиджу церкви. «Еще более настораживает то, что письмо частного характера стало достоянием общественности, что, с нашей точки зрения, просто неприемлемо. Обнародование содержания письма не служит интересам всего армянства, а также обеспечению безопасности церкви. Мы выражаем нашу поддержку единству церкви во главе с Католикосом и считаем непозволительными подобные деструктивные подходы», – говорилось в заявлении общественных организаций.
Зампредседателя Ассоциации молодежных организаций Всемирного армянского конгресса (АМО ВАК) Мариам Мартиросян в свою очередь отметила, что скоординированная или нескоординированная кампания против ААЦ наносит ущерб национальной безопасности. По ее словам, патриарх Н. Манукян мог выразить обеспокоенность таким образом, чтобы не давать повода к лишним спекуляциям. «Нужно было сделать так, чтобы письмо в первую очередь дошло до Первопрестольного Святого Эчмиадзина», – подчеркнула М. Мартиросян, еще раз призвав воздержаться от подходов, ставящих под угрозу единство и безопасность церкви и народа.
Материалы по теме: