Вступление Армении в Евразийский союз не повлияет на позицию России в вопросе Нагорного Карабаха. Интервью с Г. Федоровым
Panorama.am представляет интервью с президентом Центра социальных и политических исследований «Аспект», российским политическим и общественным деятелем, членом Общественной палаты Российской Федерации Георгием Федоровым касательно проекта Евразийского Союза.
– На какой стадии находится сейчас проект Евразийского союза, и какое будущее в нем видят в России? Какой дискурс сейчас по этой теме между сторонниками и противниками этого проекта? На этот счет больше скептиков или оптимистов?
– Евразийский союз – проект долговременный, предполагающий интеграцию будущих участников данного межгосударственного политического и экономического образования по широкому спектру направлений. Да, во многом движение к Евразийскому союзу в настоящий момент затруднено. Это и внутренние противоречия между странами, заинтересованными в развитии данного проекта, и внешнее негативное воздействие или, лучше сказать негативные условия в виде продолжающегося кризиса современной мировой экономической модели. И все же по основным направлениям в уже существующих и реально работающих межгосударственных образованиях на постсоветском пространстве преобладает положительная динамика развития многостороннего диалога. Зона свободной торговли, Таможенный союз, ЕврАзЭС, Единое экономическое пространство, – все эти межгосударственные образования, еще вчера пребывавшие в стадии договоров, начиная с 2011-2012 гг. способствуют реальной интеграции государств на пространстве СНГ.
Что же касается критики данного проекта, то нужно понимать следующее: создание Евразийского союза – это не просто написанный на бумаге красивый слоган, это реальная альтернатива современной общемировой экономической модели. И движение к созданию Евразийского союза как реально работающего межгосударственного образования в большинстве своем была поддержана участниками вышеперечисленных политических и экономических союзов. И не только поддержана, но и взята на вооружение как основа для формирования взаимоотношений на постсоветском пространстве.
– Если Армения станет членом Таможенного Союза, как, по-вашему, будет ставиться вопрос Нагорно-Карабахской Республики? В каком случае Таможенный союз сможет принять Армению и НКР в качестве единой таможенной зоны?
– В настоящее время Армения не может прийти к однозначному решению, пытаясь балансировать между Таможенным союзом с одной стороны и Европейским рынком – с другой. Эта, на мой взгляд, неопределенность только усложняет процесс развития взаимоотношений как с Россией, так и на всем постсоветском пространстве. А это в свою очередь негативным образом сказывается и на решении проблемы Нагорного Карабаха. Что же касается постановки данного вопроса со стороны российского руководства, повторюсь, Российская Федерация при решении вопроса Нагорного Карабаха официально придерживается соблюдения принципов территориальной целостности государств, права народов на самоопределение и отказа от применения силы. А значит и в случае решения Армении подписать соглашение о вступлении в Таможенный союз, если таковое будет принято, российская сторона не откажется от своей позиции по карабахскому конфликту.
– Если Армения станет членом Евразийского Союза, возможно ли в дальнейшем признание Россией независимости НКР?
– Вопрос о признании или непризнании Нагорного Карабаха Россией не будет ставиться до разрешения самого карабахского конфликта. До тех пор, пока все участники конфликта не придут к единому соглашению, любое решение со стороны российского руководства по данному вопросу будет входить в противоречие с принципами территориальной целостности государств, права народов на самоопределение и отказа от применения силы, о которых было указано выше.
– Если страны, претендующие на членство в Евразийском Союзе, будут к этому времени уже глубоко интегрированы в ЕС, то смогут ли они стать членами обеих структур? Если нет, то возможно ли изменение структуры Евразийского союза так, чтобы это стало возможно, учитывая позицию Владимира Путина относительно того, что Евразийский союз «не собирается ни от кого отгораживаться и кому-либо противостоять, что Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы»?
– Евразийский союз, исходя из своих целей, в действительности «не собирается ни от кого отгораживаться и кому-либо противостоять». Что же касается универсальных интеграционных принципов, то по тем же принципам в настоящее время строятся взаимоотношения между Европейским Союзом и Россией, но они, естественно, не предполагают вступления Российской Федерации в ЕС. Таким образом, заявленная Владимиром Путиным позиция, означает, что Евразийский союз намерен выстраивать экономическое и политическое взаимодействие не только с теми государствами, которые станут участниками союза, но и со всеми государствами и межгосударственными образованиями, которые будут заинтересованы в развитии многосторонних отношений со странами Евразийского союза. В данном случае вступление в Евразийский союз не выступает принципиальным вопросом для развития отношений с тем или иным государством.