В случае атаки Сирии ряды поддерживающих Б. Асада сил могут пополниться выходцами из Ирана. Комментируют армянские эксперты
Бывший посол Армении в Сирии, востоковед, профессор Давид Ованнисян уверен, что применение химического оружия не было выгодно властям Сирии. На пресс-конференции специалист заявил, что в применении химоружия более всего были заинтересованы страны, которые должны были предпринять определенные шаги с целью не допустить намечаемого перевеса в пользу правительственных сил.
По словам замдиректора Музея-института Геноцида армян Сурена Манукяна, в Сирии произошло то, чего ждали уже целый год. С. Манукян полагает, что последствия сирийского кризиса будут зависеть от решений США, в том числе и от сроков и формата предполагаемой военной операции.
«Наконец-то внешние акторы открыто выступили с заявлениями, а не действовали через другие завуалированные силы», – сказал специалист.
Кандидат политических наук, специалист по Ирану Севак Саруханян полагает, что в случае нанесения военного удара по Сирии война скоро не закончится. «Военные удары приведут к активизации в регионе сторонников Башара Асада, в частности, серьезная активизация может последовать со стороны Ирана», – заявил политолог.
При этом эксперт добавил, что с учетом заявлений официальных иранских лиц можно предположить, что они постараются избежать нанесения контрудара, однако ряды правительственных сил Сирии, по его мнению, пополнятся выходцами из Ирана, с целью не допустить смены режима.
«Смена правящего режима в Сирии может привести к смене власти в Ливане, Ираке. А в регионе у Ирана есть свои интересы», – сказал С. Саруханян.
Напомним, 4 сентября министр обороны и поддержки ВС ИРИ Хосейн Дехган на пресс-конференции заявил, что сирийцы не нуждаются в том, чтобы Иран снабжал их особым вооружением. Глава оборонного ведомства ИРИ, оценивая вероятность военного нападения США на Сирию, сказал: «Учитывая опыт в Афганистане и Ираке, американцы испытывают определенную обеспокоенность в вопросе нападения на Сирию. США не уверены в успешном и контролируемом ходе действий, поскольку хоть решение о начале войны принимают они, однако исход ее может уже от них не зависеть». На вопрос, собирается ли Иран в случае нападения США на Сирию оказывать сирийцам вооруженную помощь, Хосейн Дехган ответил: «Сирийцы не нуждаются в том, чтобы мы их снабжали особым вооружением. Сирия обеспечена системой ПВО и может защищаться».
Известно, с марта 2011г. в Сирии продолжается противостояние властей и оппозиции. Оппозиция требует отставки президента Башара Асада. Официальный Дамаск утверждает, что под прикрытием демократических лозунгов в стране орудуют банды вооруженных исламистских террористов, которые финансируются экстремистскими группировками и ближневосточными режимами, управляемыми мусульманами-суннитами. Согласно последним оценкам Организации Объединенных Наций, за время конфликта в Сирии погибли свыше 90 тыс. человек, число сирийских беженцев достигло 2 млн., еще 5 млн. человек бежали от гражданской войны в другие районы страны.
Очередное обострение ситуации в Сирии произошло 21 августа, когда ряд СМИ сообщил о масштабном применении химического оружия в окрестностях Дамаска. Жертвами атаки стали, по предварительным данным, более 600 человек. Повстанцы и официальные власти страны возложили ответственность за происшедшее друг на друга. Комиссия ООН, побывавшая на месте происшествия, пока не сообщила о результатах исследования.
После этого на Западе открыто заговорили о возможном вмешательстве в сирийский конфликт. Премьер-министр Франции Жан-Марк Эйро заявил, что его страна намерена «наказать режим Асада за использование химического оружия» и будет добиваться создания коалиции для военных действий против Сирии. В то же время политик подчеркнул, что предполагаемая операция не будет иметь целью свержение власти в стране. Канцлер Германии Ангела Меркель, напротив, заявила, что Германия готова участвовать в операции против Сирии только в рамках мандата НАТО, ООН или Евросоюза. Власти Великобритании отказались от участия в военной операции.
Власти США заявили, что военная операция в Сирии, скорее всего, состоится. Однако президент страны Барак Обама не воспользовался правом принять решение о начале военных действий самостоятельно и обратился за одобрением к Конгрессу.