Как и кем вносились в неофициальную повестку парламента Армении два громких уголовных дела…
Глава парламентской фракции Республиканской партии Армении (РПА) Галуст Саакян отказался комментировать решение органа предварительного следствия о прекращении уголовного преследования в отношении сына экс-губернатора Сюникской области РА Сурена Хачатряна – Тиграна Хачатряна – и другого задержанного в рамках дела по факту ЧП в Горисе – Зарзанда Никогосяна.
«Это их проблема, мне нечего сказать на эту тему», – заявил сегодня представитель правящей партии на брифинге в Национальном Собрании РА.
Однако представители СМИ не собирались так легко отпускать депутата: один из журналистов попытался провести параллели между этим делом и ситуацией вокруг осужденного ранее молодого активиста оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Тиграна Аракеляна.
В ответ Галуст Саакян заявил: «Я не имею ничего против Тиграна Аракеляна и как гражданин желаю его скорейшего освобождения».
Отметим, что на этой неделе данная тема в парламенте Армении оказалась весьма актуальной. Так, 10 сентября, представители не входящих в правящую коалицию фракций парламента РА выступили с заявлением, в котором призывали власти предпринять соответствующие шаги для немедленного освобождения Тиграна Аракеляна, а также устранить угрозу лишения свободы по данному делу других активистов АНК. Под заявлением подписались: Наира Зограбян (фракция «Процветающая Армения»), Рубен Акопян (фракция «Наследие»), Левон Зурабян (фракция АНК), Армен Рустамян (фракция АРФ «Дашнакцутюн»).
«Я подписалась под данным заявлением как независимый депутат, и моя позиция остается неизменной», – заявила в интервью Panorama.an секретарь парламентской «Процветающая Армения», глава постоянной комиссии по евроинтеграции Наира Зограбян. По словам Н. Зограбян, она знакома с подробностями данного дела, знакома с доказательной базой, которая, как полагает депутат Национального Собрания РА, достаточно слабая. «По сути, доказательная база отсутствует. Полагаю, что Тигран Аракелян должен быть освобожден», – сказала парламентарий.
Напомним, 9 августа 2011 года между 7 активистами оппозиционного АНК и сотрудниками полиции произошел инцидент, после которого активисты были подвергнуты приводу в отделение полиции и задержаны. В частности, Тиграну Аракеляну 12 августа было предъявлено обвинение по ч.3 ст.258 УК РА («Хулиганство»). 20 июля 2012г. в суде общей юрисдикции административных районов Еревана Кентрон и Норк-Мараш судья Гагик Погосян огласил приговор по делу активистов АНК. Согласно вердикту, Тигран Аракелян был осужден на лишение свободы сроком на 6 лет, а Саркис Геворкян и Давид Кирамиджян – на два года лишения свободы. Еще один активист АНК – Артак Карапетян – получил 3 года тюрьмы. Апелляционный суд РА под председательством судьи Армена Даниеляна 13 ноября 2012г. оставил приговор суда нижестоящей инстанции без изменений. Однако 8 мая 2013г. Кассационный суд Армении частично удовлетворил иск адвокатов активистов оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Ваге Григоряна и Степана Восканяна и направил дело в Апелляционный суд РА на повторное рассмотрение.
В настоящее время Апелляционный суд Армении продолжает рассмотрение иска по делу осужденных ранее молодых активистов оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) – Тиграна Аракеляна, Артака Карапетяна, Саркиса Геворкяна и Давида Кирамиджяна. Как ранее сообщал сайт Panorama.am, на заседании суда 5 августа сторона защиты представила ходатайство об изменении меры пресечения в отношении Т. Аракеляна. Тогдашний адвокат осужденных Мушег Шушанян мотивировал ходатайство тем, что Т. Аракелян находится в заключении с 9 августа 2011г., то есть скоро исполнится 2 года, кроме того, он ранее не был судим и на данный момент нет необходимости сохранять данную меру пресечения. В свою очередь Т. Аракелян тогда напомнил суду, что в связи с кончиной отца он ранее получал разрешение отправиться домой на 3 дня. «Уважаемый суд, если бы я хотел скрыться, то сделал бы это тогда, однако я так не поступил. Прошу учесть это обстоятельство», – сказал он. Однако возражения в связи с данным ходатайством представил прокурор Акоп Мартиросян, отметив, что на данной стадии судебного процесса нет необходимости обращаться к теме изменения меры пресечения. По возвращении из совещательной комнаты председательствующая судья Ева Дарбинян огласила решение отклонить ходатайство адвоката. 9 августа сторона защита повторно представила ходатайство об изменении меры пресечения в отношении Т. Аракеляна. Т. Аракелян еще раз заверил суд, что не скроется от правоохранительных органов, поскольку ему это невыгодно, и попросил судью удовлетворить ходатайство стороны защиты. Однако по возвращении из совещательной комнаты председательствующая судья Ева Дарбинян в очередной раз отклонила данное ходатайство.
Стоит кратко напомнить и второе дело, с которым журналисты настойчиво пытались провести параллели и которое также активно озвучивалось представителями СМИ в ходе парламентских брифингов. Дело в том, что ночью 1 июня с.г. во время ссоры у дома тогдашнего главы Сюникской области РА Сурена Хачатряна имела место стрельба, в результате которой погиб бывший кандидат в мэры Гориса Аветик Будагян. Его брат, полковник Минобороны Армении Артак Будагян, с тяжелым огнестрельным ранением был перевезен в военный госпиталь. С тяжелым ранением был госпитализирован и бывший на месте происшествия Николай Абрамян.
Задержанным по данному делу телохранителю и сыну губернатора Сюника – Зарзанду Никогосяну и Тиграну Хачатряну – 3 июня были предъявлены обвинения по п.6 ч.2 ст.104 («Убийство»), ч.1 ст. 235 («Незаконное приобретение, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного огнестрельного оружия и патронов к нему) и ч.1 ст. 112 («Умышленное причинение другому человеку телесного повреждения или иного тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, либо повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа или утрату органом функции, либо выразившегося в неизгладимом обезображении лица, а также причинение иного вреда здоровью, опасного для жизни или вызвавшего его расстройство, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть или с заведомо для виновного полной утратой профессиональной трудоспособности, либо повлекшее за собой прерывание беременности, психическую болезнь, заболевание наркоманией или токсикоманией») УК РА. Полковнику Артаку Будагяну было предъявлено обвинение по признакам ч.1 ст. 137 («Угроза убийством, причинением тяжкого вреда здоровью или уничтожением имущества в крупном размере, если при этом была реальная опасность осуществления этой угрозы») УК РА.
Отметим, что сразу после инцидента, 3 июня, тогдашний губернатор Сюника Сурен Хачатрян выступил с заявлением, в котором говорилось: «Сожалею по поводу того, что не мог и не сумел предотвратить трагический инцидент, произошедший рядом с моим особняком. Теперь уже ответы на все вопросы должно дать объективное следствие. Каждый должен быть в ответе за то, что он совершил, в том числе и гражданин РА Сурен Хачатрян. Я решил прекратить полномочия губернатора до завершения предварительного следствия и уже получил разрешение от вышестоящего органа. Начиная с этого момента я больше не исполняю обязанности губернатора Сюника». В ходе заседания 6 июня правительство РА приняло решение об освобождении Сурена Хачатряна от должности губернатора, в тот же день президент РА Серж Саргсян утвердил решение правительства.
7 сентября стало известно о прекращении уголовного преследования в отношении сына бывшего губернатора Сюникской области РА Сурена Хачатряна – Тиграна Хачатряна – и другого обвиняемого в рамках дела по факту стрельбы в Горисе Зарзанда Никогосяна. В релизе пресс-службы Следственной службы Минобороны Армении, в частности, отмечалось: в результате анализа добытых доказательств было обосновано, что «действия обвиняемых явно соответствовали признакам необходимой обороны, в их действиях наличествовали все условия правомерности необходимой обороны».
Материалы по теме:
Дело по факту ЧП в Горисе. Отец Будагянов написал письмо президенту Армении