Вовлеченность Евросоюза в решение карабахского конфликта маловероятна. Интервью с экспертом Филиппом Зигертом
Сайт Panorama.am представляет эксклюзивное интервью с Филиппом Зигертом, который занимается исследованием истории Европы и специализируется на теме карабахского конфликта в Венгерском институте международных отношений. Эксперт намерен в ближайшее время издать труд под названием «Вероятно ли российско-германское сотрудничество в вопросе Нагорного Карабаха?».
– Что Вас подвигло на изучение проблем региона Южного Кавказа, какой интерес представляет это для европейского исследователя? Действительно ли в Европе растет интерес к данному региону?
– В годы учебы в Университете им. Андрюса у меня сложилось впечатление, что Европа традиционно проявляет невысокий интерес к Черноморскому региону. Причиной этого являются вызовы, обусловленные политической напряженностью в этом регионе. По-моему, они важны для Европы и существует необходимость их исследования, в особенности на Южном Кавказе. В частности, проблемы миграции и энергетической безопасности оказывают непосредственное влияние на Европу. Что касается интереса Европы к данному региону, то он действительно растет, хотя регион пока не оказался в списке политических приоритетов.
– В Вашем исследовании вы рассматриваете проблему российско-германского сотрудничества в вопросе Нагорного Карабаха. Каковы общие и противоположные интересы России и Германии?
– Насколько изучил этот вопрос я, у России большой интерес в регионе, а Германия умышленно ограничивает свою деятельность только гражданскими инициативами и направленными на урегулирование конфликта усилиями в качестве страны-участницы Минской группы ОБСЕ. И Россия, и Германия заинтересованы в предотвращении возобновления замороженного конфликта, хотя и возобновление конфликта для России будет иметь более катастрофические последствия, нежели для Европы, уж не говорю о потерях Армении и Азербайджана. Основное отличие – в воздействии нынешней ситуации на политику безопасности Германии/Европы и России. В настоящее время Россия в плане геополитического влияния находится в выгодной позиции, а Европа – нет. И Москва, в свою очередь, продолжит ограничивать влияние, которое Европа может оказывать посредством европейской политики соседства, а ее Россия рассматривает в качестве нежелательного вызова для своего влияния в соседних странах. Конфликт – средство сохранить это влияние.
– В последнее время появились публикации, которые говорят о желательности вовлечения Европейского союза в процесс карабахского урегулирования. Подобное развитие событий представляется маловероятным, и в статье Вы отмечаете причины этого. Можете сжато представить Ваши заключения по данному вопросу?
– Это действительно очень интересный аспект. Как Вы отметили, в последнее время стали все чаще приводить аргументы в пользу тезиса о вовлечении ЕС в процесс урегулирования карабахского вопроса, однако даже те публикации, которые посвящены данному вопросу, не приводят реальных механизмов реализации данного сценария. По моему мнению, есть три основных фактора, которые препятствуют активизации роли ЕС.
Первый: нет единого европейского подхода в вопросе вокруг принципов территориальной целостности государства и самоопределения народов, которые играют существенную роль в решении данного конфликта. ЕС осознанно оставляет данный вопрос на решение ОБСЕ, не желая менять свою нынешнюю удобную позицию.
Второй: ни одно европейское правительство (есть лишь небольшая группа депутатов) не предлагает предпринять шаги в этом направлении. Напротив, Франция стремится сохранить свою позицию как сопредседателя Минской группы ОБСЕ в основном без вовлечения ЕС. Это также снижает вероятность прогнозируемого некоторыми экспертами варианта развития событий, согласно которому нужно поменять председательство Франции на ЕС.
Третий: если бы ЕС готовился сформулировать более четкую позицию по данному вопросу или повысить степень своей вовлеченности в процесс, то это, вероятно, противоречило бы интересам России. А Брюссель в данном вопросе однозначно не желает выступать против Москвы, тем более, что данный вопрос имеет второстепенное значение для ЕС.
– При изучении работ, написанных европейскими исследователями по нагорно-карабахской проблеме и Южному Кавказу, какие Вы заметили упущения? По Вашему мнению, какие вопросы нуждаются в более пристальном внимании?
– По-моему, нужно провести дальнейшее исследование касательно влияния карабахского конфликта на ЕС. Полагаю, ЕС должен понять, какую опасность представляет данный конфликт и какую роль в будущем он может сыграть с точки зрения наших стратегических интересов, в том числе с точки зрения отношений Европы с Россией и Ираном, а также в плане проблем энергетической безопасности и установления стабильности и развития в Черноморском регионе. Книга «Следующая предотвратимая война Европы» («EUROPE'S NEXT AVOIDABLE WAR») посвящена некоторым из этих вопросов.