М. Кембек: Большей вовлеченности ЕС в решение карабахской проблемы мешает ситуация в Сирии и Египте
Руководитель организации «Европейские друзья Армении» (EUFoA) Майкл Кембек (Michael Kambeck) недавно отредактировал и издал сборник о Нагорном Карабахе под названием «Следующая предотвратимая война Европы. Нагорный Карабах» («EUROPE'S NEXT AVOIDABLE WAR»).
Корреспондент Panorama.am провел беседу на эту тему с М. Кембеком.
-В книге рассматриваются те меры, которые может предпринять Европа для того, чтобы предотвратить новую войну в Нагорном Карабахе. Можете ли, перечислив несколько пунктов, представить основные заключения книги?
-Основное заключение состоит в том, что решение конфликта зашло в тупик, поскольку у сторон, главным образом у Азербайджана, нет достаточной политической воли. Отвергать предложения Минской группы ОБСЕ и вместе с тем обвинять Минскую группу в неэффективности – вот та опасная, но очевидная игра, которую ведет президент Алиев. В этой ситуации существует ряд шагов, которые не были предприняты, но пока еще могут быть предприняты странами-посредниками и ЕС. В частности, ЕС должен прийти к согласию и представить публикацию о преимуществах мира и вреде войны.
В этом регионе пока еще не действует эмбарго на оружие с целью ослабления гонки вооружений. ЕС мог обеспечить применение предложенных Минской группой мер по укреплению доверия, такие как, например, дислокация наблюдателей на линии соприкосновения и меры, направленные на осуществление контроля за инцидентами на линии соприкосновения. Армянская сторона даже может односторонним образом осуществить эти меры, если Азербайджан продолжит отвергать их.
-К каким последствиям может привести война в Нагорном Карабахе для Европы? Почему эта проблема должна беспокоить европейцев?
-Последствия для всего региона в целом будут настолько серьезны, что невозможно прогнозировать, чьи войска или беженцы и где окажутся… Лучше воздержаться от прогнозов. Я просто должен отметить, что Европе действительно не все равно. Если бы не было проблем, связанных с ситуацией в Египте и Сирии, уверен, Европа проявила бы более активную вовлеченность в решение карабахской проблемы.
-Как Вы оцениваете перспективы дальнейшего сотрудничества между Арменией и ЕС, учитывая решение Армении вступить в Таможенный союз?
-Армения сейчас должна прежде всего уточнить степень своего суверенитета. Россия не заинтересована в решении всех тех экономических проблем, которые требуют решения. Именно эти факторы должны определить возможный диапазон дальнейшего маневрирования. Как только правительство Армении определит этот диапазон, можно будет сформулировать цели. ЕС лишь заинтересован в стабильном и процветающем соседстве. Учитывая опыт нестабильности и даже войны на Южном и Северном Кавказе, Россия разделяет этот интерес. Однако пока надо увидеть, насколько ЕС и Россия смогут сотрудничать, учитывая общие интересы.
-Существуют ли перспективы для сотрудничества между ЕС и Россией, основанные на этих общих интересах?
-С рациональной точки зрения у трех стран имеется множество общих интересов, однако Москва сейчас посылает сильные, имеющие идеологическую опору сигналы. Следовательно, мы должны переоценить ситуацию и увидеть, могут ли общие интересы все еще быть задействованы с рациональной точки зрения или правила игры уже изменились.
Некоторые чиновники ЕС, даже самые ярые сторонники мягкой силы (soft power) отреагировали на давление России, изменив свой подход к ней и поставив его на более стратегические и идеологические основы. А подход, основанный на идеологии, приведет к возникновению ситуации, которая невыгодна ни одной из сторон. Следовательно, не думаю, что идеология может долгое время преобладать. Ни ЕС, ни Россия не находятся на благоприятных в экономическом отношении позициях и не позволят себе такого рода пагубные подходы.