Россия передает управление АЭС в Бушере Ирану. Начался новый важный этап в развитии иранской ядерной программы
Россия в эти дни передает Ирану управление АЭС в Бушере. В связи с этим представляем статью Владимира Сажина на сайте «Голоса России», посвященную тому, каким будет продолжение российско-иранского сотрудничества в мирном атоме и будет ли оно как таковое.
Согласно материалу, иранские специалисты возьмут управление первым иранским мирным атомом в свои руки, однако в течение двух лет на станцию будет распространяться гарантия российской стороны. При этом некоторое число российских атомщиков останутся на АЭС для консультирования персонала и для оказания технической поддержки.
Согласно статье, история Бушерской АЭС была долгой и непростой. Ее создание началось почти 40 лет назад немецкой компанией Siemens в рамках амбициозного плана шаха Ирана Мохаммада Резы Пехлеви по созданию 20 атомных энергоблоков. Исламская революция 1979 года и последующие санкции западных стран против Исламской Республики остановили строительство. До разрыва контракта ФРГ успела построить несколько зданий и завести на иранские склады большое количество оборудования и аппаратуры. Ирано-иракская война (1980-1988 гг.) вообще поставила под вопрос перспективы создания АЭС в Бушере. Иракские ракеты и авиация неоднократно наносили удары по объектам будущей станции.
«Война закончилась, и иранское руководство вернулась к шахскому плану атомной электрификации страны. Однако ни германский Siemens, ни какая-либо другая западная компания не согласились реанимировать строительство АЭС в Бушере. Иранскую ядерную энергетику спасла Россия», – отмечается в материале.
Далее автор материала рассказывает о том, как в августе 1992 года между правительствами России и Ирана было заключено соглашение о сооружении АЭС. «Российские специалисты предлагали не восстанавливать развалины "германского Бушера", а построить АЭС на имеющейся свободной площадке в Бушере с нулевого цикла, с использованием российского оборудования. Это заняло бы 4-5 лет. Но иранская сторона настояла на реанимации старого Бушера и использовании всего немецкого оборудования, пролежавшего на складах 20 лет. В январе 1995 года был подписан контракт на завершение строительства, а в 1998 году – дополнение к контракту на завершение российской компанией "Атомстройэкспорт" строительства объекта "под ключ"», – продолжает российский аналитик.
По его словам, после этого началось самое сложное. Российским специалистам пришлось провести инвентаризацию сотни тысяч единиц немецкого оборудования, начиная от болтов и гаек, заканчивая холодильными агрегатами. В итоге, по словам главы Организации по атомной энергии ИРИ Али Акбара Салехи, 30-40 % оборудования АЭС является европейским, 60-70 % – российским, что делает станцию единственной в своем роде.
«Для восстановления зданий пришлось проводить анализ строительных материалов, в первую очередь бетона, и налаживать его производство по немецким технологиям. Не располагал к спокойной работе и жаркий, влажный климат в сочетании с необходимостью соблюдать жесткие нормы в одежде, обязательные в Иране. Правда, российским сотрудницам в Бушере было предложено доплачивать за ношение хиджаба», – отмечает автор.
Он подчеркивает, что объективные и субъективные причины задерживали ввод в строй АЭС: «это и проблемы с финансированием, и международное давление, и выявляемый то и дело брак в оборудовании, которое хранилось до этого в Иране десятилетиями». Возникали и другие технические проблемы.
Тем не менее, 21 августа 2010 года начался физический пуск АЭС, когда была осуществлена доставка российского ядерного топлива в реакторное отделение станции. В мае 2011 года на энергоблоке были проведены работы по выводу ядерной установки на минимально контролируемый уровень мощности.
«Вся история сооружения станции – это трудовой подвиг российских специалистов, преодолевших все препятствия. Это хорошо понимают в Тегеране и рассчитывают на продолжение сотрудничества в мирном атоме. На днях г-н Али Акбар Салехи заявил, что переговоры с Россией о сооружении второго энергоблока "продолжаются и на них заметно продвижение". По его словам, "работы начнутся скоро".
Иранское агентство MEHR было еще более конкретным: "Иран провел с российской стороной консультации, и в ближайшее время будет подписано соглашение о взаимопонимании по строительству новой атомной станции". Такие заявления идут с иранской стороны уже несколько лет. Официальная Москва пока молчит.
"России, конечно, интересно быть экспортером высоких технологий, – отметила в интервью "Голосу России" эксперт по Ирану Нина Мамедова. – Поэтому переговоры с Ираном по строительству АЭС в Бушере могут идти, и различные заявления могут быть подписаны. Но России нужно тщательно взвесить все "за" и "против", поскольку правительство в Иране может измениться, может измениться политический курс. Заранее гарантировать что-то здесь невозможно".
Как считает Нина Мамедова, до практических шагов в реализации Россией второй очереди Бушерской АЭС еще далеко. Но реальная основа для дальнейшего сотрудничества создана.
Передача российскими специалистами АЭС Бушер под контроль иранцев – важный этап в развитии иранской ядерной программы. Особо следует подчеркнуть, что первая в истории Ирана и всего Ближнего Востока АЭС не подпадает под международные санкции. Станция находилась и находится под жестким контролем МАГАТЭ. В соответствии с подписанными в 2005 году дополнениями к соглашениям 1992 года, Иран обязался передавать отработанное ядерное топливо с Бушерской АЭС в Россию, а Россия – принимать его на переработку», – говорится в статье российского авторитетного СМИ.
Материал по теме: