«НГ»: Надежды Баку на то, что Габалинская РЛС перейдет под аренду США или НАТО, были верхом наивности
«Опустевшее здание Габалинской РЛС оказалось не нужным Азербайджану», - говорится в статье ответственного редактора «НВО» Виктора Литовкина «Габалу завлекают в турбизнес, Баку не знает, как распорядиться наследством, оставленным российской армией», которая была опубликована на сайте российской «Независимой газеты».
Автор отмечает, что , после того как в декабре 2012г. российские войска прекратили боевое дежурство на Габалинской РЛС в Азербайджане, казалось бы тема ушла из информационного поля. «Что о ней вспоминать? Была и была, сейчас перестала быть тем, для чего была предназначена. Аппаратура вся оттуда вывезена, программное обеспечение – тоже. Остался только большой, в 12 этажей каменный дом, больше похожий на гигантский шатер непонятного предназначения. Почти как Колизей. Усопший памятник прошедшего времени. Таких на просторах бывшего Союза не один и не два. Мир с ними», - сказано в статье.
Однако, отмечает автор, Габалинская РЛС очень волнует азербайджанских политиков и экспертов. Недавно о судьбе РЛС высказался бакинский эксперт в сфере ПВО генерал-майор в отставке Владимир Тимошенко. Он предложил превратить эту станцию в объект туризма. «Я думаю, надо сделать эту станцию центром экскурсий. Нам эта станция не нужна», – заявил отставной генерал.
Автор обращает внимание на некоторые противоречия в словах азербайджанского генерала: станция не нужна, но надо сделать ее центром экскурсий. Литовкин подчеркивает, что с момента передачи Габалинской РЛС под полную юрисдикцию Азербайджана прошло достаточно много времени, а в Баку так и не решили, что же им делать с этим каменным монстром.
В статье напоминается, что с 2011г. до декабря 2012-го, когда должен был истечь 10-летний срок аренды Габалинской РЛС и между Москвой и Баку шли напряженные переговоры о его продлении, в Азербайджане выдвигали самые разные версии использования этой станции, если Россия не согласится увеличить ежегодную плату за аренду с $7 млн. до $300 млн.
«Говорили, что кроме Воздушно-космических войск России у них есть масса претендентов на это сооружение. И первые среди них США и НАТО, которые крайне озабочены проблемами ракетно-ядерных приготовлений Ирана. Мол, Габала позволяет видеть все, что происходит на иранском нагорье, словно оно, это нагорье, лежит у вас в тарелке. И это была абсолютная правда», - пишет Литовкин, отмечая, что РЛС «видела» не только Иран, но и Ирак, Турцию, север Африки, страны Персидского залива и даже часть Индийского океана.
Автор напоминает, что президент РФ Владимир Путин когда-то предложил американскому президенту Джорджу Бушу-младшему использовать эту РЛС в совместной системе ПРО. Американцы уклонились от этого предложения, заметив, что их технические и технологические стандарты не соответствуют аналогичным стандартам, принятым в России.
«Надеяться на то, что после ухода российских военных Габалинская РЛС перейдет под аренду американцев или натовцев, было верхом наивности или некомпетентности. Понятно, что, покидая станцию, на которой наши военные проработали больше 25 лет, они вряд ли оставили бы там свое программное обеспечение, да и важнейшую аппаратуру, которая обеспечивает функционирование станции», - пишет эксперт, отмечая, что заменить все это американскими системами физически и практически невозможно, а переделывать систему, вкладывать в нее огромные финансовые средства практичные американцы не стали бы.
Для США, отмечает Литовкин, дешевле «повесить» над Ираном еще пару-тройку разведывательных спутников, и вся та информация, которую могла бы выдавать им модернизированная и кардинально переделанная Габалинская РЛС, будет поступать на командные пункты Пентагона бесперебойно.
«Не могли согласиться на несусветную цену в $300 млн. за продление старого “Дарьяла” и наши генералы. Не только потому, что жалко денег и это того не стоило, дело в том, что Габалинскую РЛС в любом случае нужно было модернизировать, вкладывать в это значительные средства. А что потом? Продолжать подвергаться очередному шантажу и торгу: хотим – продлим аренду, хотим – не продлим. А если продлим, то за сколько? Нет, не умеют и не любят в России торговаться. Не понимают законов восточного базара», - сказано в статье.
Автор отмечает, что вместо этого в России построили новую РЛС под Армавиром «Воронеж-М» строится она всего за 2 года вместо 10, как строился «Дарьял» в Габале, да и ТТХ у нее много выше, чем у Габалинской станции: «Недавно армавирская РЛС зафиксировала на 20-й секунде полета пуск двух израильских ракет с борта американского фрегата в Средиземном море».
В статье сказано, что Киев тоже когда-то отказал Москве в продлении аренды своих РЛС, и ему также не удалось пристроить доставшиеся им от российской армии станции. Вместо получения прибыли получились одни убытки -строение надо охранять, оплачивать тепло и электричество, проводить ремонт, чтобы здание не рухнуло. «Еще больше средств потребует Габалинская РЛС, если ее, как предлагает отставной генерал Владимир Тимошенко, превратят в туристический объект. Есть очень серьезные сомнения, что в этом качестве она заинтересует людей», - говорится в публикации.
Автор отмечает, что ехать от Баку до Габалы часа 3-4 по горной дороге. Станция находится в красивом месте – на южном склоне Кавказского хребта, но других достопримечательностей в этих местах нет. Есть невдалеке Мингечаурское водохранилище, но каспийское побережье, конечно же, привлекательнее. Можно создать в поселке возле бывшей РЛС климатический курорт. Но где найти для него специалистов, как уговорить их сменить свои насиженные места с наработанной клиентурой на мало кому известный в этом качестве городок Габала? Все это риски и риски. А для деловых людей, у которых есть деньги, они недопустимы, сказано в статье.
«Вот и получается. Есть старая станция, но нет возможности ее использовать и зарабатывать на ней. Хочется заработать, но нет возможности. За принятые политические решения, хорошо обдуманные или недальновидные – это становится известно не сразу, приходится платить. Габала, как кому ни обидно, и стала здесь разменной монетой», - резюмирует автор.