Для реализации с Ираном проектов общеевропейской заинтересованности необходимо также участие Армении. Выводы эксперта
«На фоне экономической рецессии США и ЕС активно ищут новые рынки и инструменты, способные дать толчок для развития мировой экономики. Избрание нового президента Ирана Хасана Роухани было использовано США и ЕС в качестве формального повода для попытки восстановления политического диалога с Тегераном (прерванного еще в 80-х в связи с Исламской революцией и ядерной программой) и смягчения санкций», – заявил в комментарии AnalitikaUA.net директор украинского Института анализа и менеджмента политики, заместитель главы Общественного Совета МИД Украины Руслан Бортник.
«Так, недавно, впервые за последние 30 лет, состоялся знаковый прямой телефонный разговор между президентом США Бараком Обамой и его иранским коллегой. Более того, на днях уже генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун признал санкции относительно Ирана неконструктивными, а ведущие страны ЕС начали процесс их ревизии. Скорее всего, в результате наметившегося политического „потепления” часть санкций относительно Ирана будет пересмотрена, особенно касающиеся нефтегазодобывающего сектора и доступа на 80-миллионный внутренний рынок Ирана», – отметил специалист.
По словам украинского эксперта, это логично, исходя из роли Ирана на Ближнем Востоке, где ИРИ «способна стать не только политическим лидером, но и экономическим локомотивом». «Ведь Иран обладает 16 % мировых запасов природного газа, 10% мировых запасов нефти (2-е место в мире после РФ). Страна является четвертым экспортером нефти в мире (вторым в ОПЕК), а также крупнейшим поставщиком нефти в Китай. В тоже время, международные санкции серьезно пошатнули иранскую экономику, создали значительные проблемы в ее модернизации, обусловили техническое отставание отраслей», – сказал Р. Бортник.
С его точки зрения, ожидаемое «потепление» вряд ли приведет к молниеносному открытию иранских рынков или упрощению экспорта энергоресурсов, поскольку «слишком большой ворох политических, военных и экономических проблем накопился между Ираном и западными странами за последних 35 лет», но даже частичное и медленное смягчение международной политики может открыть для ряда стран, в том числе и для Украины, новые перспективы.
Например, отметил эксперт, это может принести немалую выгоду украинской экономике и важнейшим отраслям промышленности, частично амортизировать проблемы связанные с подписанием Договора об Ассоциации с ЕС. «Ведь торгово-экономическое сотрудничество между Украиной и Ираном демонстрирует стабильные темпы роста. В 2011 году показатель товарооборота между странами увеличился на 9,4% и достиг 1,174 млрд. дол. США. При этом позитивное сальдо для Украины составило более 1,080 млрд. дол. США. Иран по объемам торговли является 13-м партнером Украины в мире, а по размеру позитивного сальдо – 5-м после Египта, Индии, Италии и Ливана. При этом, что самое важное, что Украина поставляет в Иран металлический прокат, трубы, кокс, ферросплавы – 45,5%, сельхозпродукцию – 35,6%, транспортные средства, промышленное оборудование и иную продукцию машиностроения – более 13%, химическую продукцию и так далее. Украина активно сотрудничает с Ираном в самолетостроении, машиностроении, металлургии, транспорте, других сферах. Около 2 тыс. украинских специалистов строят и обслуживают первую иранскую атомную станцию в Бушере. Наращивание украинского экспорта в Иран, причем товаров с высокой добавленной стоимостью, – ожидаемый эффект от ослабления режима санкций. При этом экспорт украинской продукции имеет потенциал к росту в 2-5 разы в зависимости от степени „политического потепления”», – продолжил эксперт.
Р. Бортник, анализируя сложности на пути сотрудничества с Ираном обратился и к роли Армении.
Сперва он отметил: «Вместе с тем, Украине пока сложно рассчитывать на доступ к иранским нефти и газу, в силу географической отдаленности и отсутствия функционирующих экономически целесообразных путей транспортировки энергоносителей. Также, на ситуацию накладывается непростое положение энергетической отрасли в Иране, по которой экономические санкции ударили ощутимее всего; ее плохое технологические и технические барьеры ее развития»,
Далее эксперт напомнил: еще в 2004 году было создано Международное Трубопроводное Предприятие «Сарматиа» (как элемент реализации Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) путем достройки до г. Плоцка (Польша) и аверсного использования нефтепровода «Одеса – Броди» для транспортировки каспийской нефти (Иранской и Азербайджанской). Соучредителями МТП «Сарматиа» выступили энергетические компании Украины, Азербайджана, Грузии, Польши – в равных долях, и Литвы – 1%. А 14 октября 2013 года Европейская Комиссия утвердила список «проектов общеевропейской заинтересованности», куда в качестве приоритетных соединительных коридоров для транспортировки нефти в Центральной и Восточной Европе попал и проект строительства нефтепровода Броды – Адамова. Проекты общеевропейской заинтересованности получат финансовую и административную поддержку в рамках программы ЕС «Соединяем Европу».
«Вместе с тем, к сожалению, до сих пор не решен вопрос финансирования строительства магистрали Броды – Плоцк (не менее €252 млн.). Также, пока не подписано межправительственное соглашение между странами-участниками проекта относительно структуры, формата, основных принципов и правовых условий реализации. Маловероятным выглядит практическая реализация проекта без участия Ирана, целесообразно также рассмотреть участие и Армении, активно развивающей структуру путей сообщения с Ираном. Кроме того, Украине необходимо приложить и дипломатические усилия для получения выгод сотрудничества с Ираном. Ведь первый и пока последний визит украинского президента в Иран, состоялся в 1992 году, премьер-министра в – 2001-м. Иранский президент был в Украине в 2002-м», – резюмировал эксперт.