Цель закрытия Азербайджаном иранской границы – дестабилизация ситуации в регионе. Интервью с востоковедом А. Исраеляном
На днях на ирано-азербайджанской границе произошел очередной инцидент. По информации азербайджанских СМИ, иранская сторона обстреляла трактор, проводивший на территории Нахичевана, на реке Аракс, берегоукрепительные работы. После этого инцидента был закрыт КПП Полдашт-Шахтахты, что встретило резкую реакцию Ирана, который через два дня закрыл КПП в Билясуваре и Джульфе.
Корреспондент Panorama.am провел беседу на эту тему с востоковедом, специалистом по Ирану Арменом Исраеляном.
«Вот уже три года, как в отношениях Ирана и Азербайджана наблюдается напряженность и отсутствие взаимного доверия. При наличии таких проблем, как спекулирование Азербайджаном проблемами тюркоязычных иранцев, претензии к северным провинциям Ирана, присвоение культурного наследия Ирана, вопрос правового статуса Каспийского моря, стратегические отношения между Израилем и Азербайджаном, вооруженные столкновения на границе, можно заявить, что в ближайшем будущем вряд ли будет наблюдаться улучшение отношений»,– заявил востоковед, касаясь причин напряженности в отношениях двух стран.
Продолжая тему, Армен Исраелян отметил: «Хасан Роухани после прихода к власти заявил, что Иран будет пытаться строить добрососедские отношения со всеми соседними странами, в том числе и Азербайджаном, однако встретил совершенно другое отношение со стороны Баку.
Ясно, что положительные тенденции в отношениях двух стран способствовали повышению роли Ирана в регионе. Естественно, Турция и Азербайджан должны были ревностно отнестись к этому: в случае положительного развития этих отношений роль Анкары в регионе ослабится, а Азербайджан потеряет свою былую важную роль в отношениях с Израилем».
Армен Исраелян подчеркнул, что Азербайджан имеет сухопутное сообщение с Нахичеваном через территорию Ирана. В годы Карабахской войны Нахичеван оказался на пороге гуманитарной катастрофы. Иран, имея с Нахичеваном границу протяженностью около 143 км, сыграл важную стратегическую роль в политической и экономической жизни Нахичевана, в годы войны обеспечив поставку топлива, продуктов питания и необходимых товаров в эту область.
Отвечая на вопрос о том, с какой целью Баку предпринял подобный рискованный шаг, востоковед отметил: «Думаю, Азербайджан подобным шагом пытается дестабилизировать ситуацию в регионе, имея целью подорвать процесс нормализации отношений между Тегераном и Вашингтоном, что однозначно не исходит из интересов его стратегического союзника – Израиля. Несомненно, этот шаг со стороны Баку встретил поощрение со стороны Израиля и Турции. После провала в сирийском вопросе Анкара пытается испытать свои силы на этом участке региона. Турецко-азербайджанский альянс нацелен на уменьшение зависимости Нахичевана от Ирана. С этой целью Азербайджан и Турция совместно реализуют крупномасштабные энергетические и экономические программы, всячески пытаясь нейтрализовать воздействие Ирана»,
Продолжая мысль, Армен Исраелян добавил: «В этом контексте в последние годы политика, которую ведет Азербайджан, нацелена на то, чтобы как можно больше свести к минимуму сотрудничество с Ираном. Именно с этой целью недавно парламент Азербайджана признал недействительным соглашение о передвижении граждан по упрощенному порядку между Азербайджаном и Ираном. По словам посла Ирана в Баку, Азербайджан отказывается сотрудничать с Ираном в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, отвергает предложение Ирана создать небольшие рынки на границе. Следует отметить, что если в 2007 году объемы торгового оборота между Ираном и Азербайджаном составляли 539 млн долларов, то в 2012 году они сократились до 263 млн».
«Анализируя развития событий в ирано-азербайджанских отношениях, можно констатировать, что они вновь возвращаются к тому уровню, который был зафиксирован в годы президентства Ахмадинежада. Изменения заметны и в заявлениях посла ИРИ в Баку Мохсена Пак Айина. Если до этого он пытался сделать все для того, чтобы избежать усугубления проблем, то озвученные в последние несколько дней его заявления свидетельствуют об изменениях в позиции официального Тегерана, а также о том, что подобные действия со стороны Тегерана встретят адекватный ответ», - резюмировал востоковед.