Эксперт «рассекретил» планы Турции в преддверии 100-й годовщины Геноцида армян. Цели региональной политики Анкары
«Недавние заявления и выступления главы МИД Турции представляют собой попытку выступить с определенной инициативой, продемонстрировать определенную готовность, однако им свойственны общая размытость и противоречивость»,– заявил в беседе с корреспондентом Panorama.am заявил тюрколог Левон Овсепян, комментируя последние заявления министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу об армяно-турецких отношениях.
По его словам, с одной стороны Турция хочет начать какой-то процесс в вопросе нормализации армяно-турецких отношений, а с другой – продолжает старую игру, не отказываясь от предусловий. Эти заявления, отметил тюрколог, по своему содержанию не могут внушать доверие для Армении, поскольку они являются повторением предусловий, предъявляемых Турцией. «Во всяком случае, до сих пор Турция не предприняла никаких мер, которые могут внушать доверие, а по большому счету региональная политика Анкары, мягко говоря, не исходит из конструктивных позиций»,– отметил Левон Овсепян.
Анкара, по мнению востоковеда, пытается продвигать свою игру со странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ и отдельными переговорами косвенным образом увеличить свою вовлеченность в вопросе урегулирования карабахского конфликта, пытаясь рассматривать это вкупе с армяно-турецкими отношениями. Однако в этом плане возможности Анкары ограничены, считает Левон Овсепян.
По словам тюрколога, последние заявления Ахмета Давутоглу и освещение проблемы армяно-турецких отношений в турецкой медиасфере также нацелены на то, чтобы выяснить внешнюю и внутреннюю реакцию, обеспечить или показать определенный процесс в медиасфере, а после этого, возможно и, обеспечить основы для процесса в политической плоскости.
«Следует заметить, что в подсчеты Анкары в преддверии 2015 года входит также достижение определенного прогресса в вопросе армяно-турецких отношений и недавнюю активизацию в медиасфере нужно рассматривать и в этой плоскости»,– подчеркнул Левон Овсепян.
«Следует отметить, что довольно примечательным был визит президента Азербайджана в Турцию, где обсуждались также армяно-турецкие отношения. С учетом этого Армения должна быть готова к разыгрыванию Турцией возможных различных сценариев. В Анкаре, на мой взгляд, поняли, что провал процесса нормализации армяно-турецких отношений приведет к ограничению рычагов ее влияния на Южном Кавказе как на внешнеполитическом, так и на региональном уровнях. Нынешний этап процесса нормализации отношений, а точнее его отсутствие, постепенно становится все более проблематичным для Анкары. Позиция и действия Армении в вопросе нормализации отношений были понятны международному сообществу, между тем как позиция Анкары так и остается непонятной»– резюмировал востоковед.
Известно, что факт Геноцида армян в Османской империи 1915г. (Armenian Genocide) признан многими государствами. Первым это в 1965 году сделал Уругвай, примеру которого последовали Россия (1995г.), Франция (2001г.), Италия (2000г.), Германия (2005г.), Голландия (2004г.), Бельгия (1998г.), Польша (2005г.), Литва (2005г.), Словакия (2004г.), Швеция (2010г.), Швейцария (2003г.), Греция (1996г.), Кипр (1982г.), Ливан (1997г.), Канада (1996г.), Венесуэла (2005г.), Аргентина (1993г.), Чили (2007г.), Ватикан (2000г.). Геноцид армян признали также Европейский парламент и Всемирный совет церквей. Официально признали и осудили Геноцид армян, а также объявили 24 апреля Днем памяти жертв Геноцида армянского народа 42 из 50 штатов США. Парламентами нескольких европейских стран приняты законы предусматривающие уголовную ответственность за отрицание Геноцида армян. Однако Турция по-прежнему отрицает массовое убийство армянского населения Османской империи во время Первой мировой войны (в канун Первой мировой войны в Османской империи жило два миллиона армян, около 1,5 млн. армян было уничтожено за период с 1915 до 1923 года, оставшиеся полмиллиона армян были рассеяны по всему миру).