Уругвай-НКР: сенсации пока нет
Panorama.am представляет вниманию читателей статью газеты “Голос Армении”.
Минувшая неделя оказалась "окрашенной" в уругвайские тона: Армению посетили делегация МИД этой страны, а также члены правительства армянского происхождения, в частности, министр спорта и туризма Лилиан Кешишян в сопровождении директора Агентства регионального экономического развития и интеграции Монтевидео по линии туризма Раффи Унаняна. Г-жа Кешишян встретилась с коллегами из армянского правительства, ее также принял президент. Делегация МИД во главе с замминистра Луисом Порто провела, как сообщается, политические консультации во внешнеполитическом ведомстве РА.
Визит Уругвайского министра подробно освещался в прессе: Л. Кешишян обсудила с Ю. Варданяном вопросы сотрудничества и возможной реализации совместных программ в сфере спорта, а также посетила ряд спортивных объектов. Что касается дипломатов, то в ходе консультаций "стороны выразили удовлетворение высоким уровнем дружеского сотрудничества и политического диалога между двумя странами. Была отмечена необходимость расширения армяно-уругвайского сотрудничества в торгово-экономической, культурной, туристической, спортивной и других сферах, а также проведения бизнес-конференций и дней культуры. Стороны обсудили проблемы региональной безопасности, подчеркнув важность взаимодействия в международных структурах, расширения договорно-правовой базы". Сообщается также, что "упразднение визового режима между Арменией и Уругваем существенно поспособствует активизации двусторонних отношений".
Мы намеренно привели цитату из официального сообщения полностью, дабы продемонстрировать: в нем нет ни слова о том, что в ноябре прошлого года стало сенсацией именно в контексте армяно-уругвайских отношений. Напомним, что ровно год назад, в середине ноября, в Армении также находились с визитом гости из Уругвая, - делегация, возглавляемая председателем палаты представителей Хорхе Оррико. Более того, парламентарии посетили Республику Арцах и встретились с руководством второго армянского государства. Весь визит проходил на фоне несмолкаемых комментариев о грядущем признании Уругваем Нагорно-Карабахской Республики, назывались даже сроки – конец ноября 2012 г.
Пресса восторженно проводила символические параллели: Уругвай был первым государством, признавшим и осудившим Геноцид армян в 1965 году и тем самым положившим начало процессу международного осуждения совершенного Турцией преступления. Теперь он может стать первым государством, признавшим независимость НКР, что опять-таки даст старт уже этому процессу. Комментарии носили самый оптимистичный характер, а в Азербайджане воцарилась настоящая паника. В бакинской прессе сообщалось, что накануне визита с Хорхе Оррико встретился посол Азербайджана в Уругвае, по словам которого председатель палаты клятвенно обещал ему не посещать Арцах. Но посетил.
Напомним также, что этот процесс начался еще одним годом ранее. 9 сентября 2011 года министр иностранных дел Луис Альмагро на конференции в парламенте страны в присутствии вице-президента, председателя парламента, депутатов и журналистов выступил с сенсационным заявлением. "Я убежден: Нагорный Карабах должен быть независимым и с течением времени присоединиться к Армении. Это единственный путь решения вопроса", - сказал Альмагро и заявил, что Нагорный Карабах - историческая часть Армении и они изучают вопрос о соглашении на государственном уровне и о признании независимости НКР. Надо ли говорить, какой ажиотаж в Армении, да и в мире в целом, и какие страхи в Азербайджане вызвали слова министра, открытым текстом сообщившего о готовящемся признании его страной Республики Арцах.
Визит делегации под руководством Хорхе Оррико в Степанакерт спустя год после этого с новой силой всколыхнул и, казалось, подтвердил намерения Уругвая. Правда, сам высокий гость, отвечая на вопрос о возможности признания, был довольно осторожен, отметив, что пока не может ничего сказать. "Мы должны полностью изучить вопрос, получить всю информацию о проблеме и попробовать помочь", - сказал он. И добавил, что понимает стремление Арцаха к самоопределению, в котором Уругвай готов оказать поддержку.
Прошел еще год. В Монтевидео вновь снарядили делегацию в Армению. Однако на сей раз о возможности признания не было сказано ни слова - тема Карабаха не затрагивалась вообще. Что это - икорная дипломатия в действии, армянская дипломатия в привычном статусе бездействия или процесс идет, но стороны решили его не афишировать, дабы не вызывать ненужный и способный помешать ажиотаж? Тем более что в предыдущие разы все происходило чересчур демонстративно, создавая несолидное впечатление, что армянская сторона готова кричать "гоп!", еще не перепрыгнув.
Трудно судить, как на самом деле обстоят дела в реальности. Хотелось бы, конечно, думать, что процесс идет, хотя и затянулся. В то же время нельзя не отметить, что, на словах заявляя о приоритетности международного признания НКР, армянская дипломатия, к сожалению, дает слишком мало поводов для уверенности в том, что эта цель преследуется и на практике. Сложно вспомнить какое-либо выступление того же министра ИД, в котором была бы затронута данная проблема. К примеру, в ходе завершившегося председательства Армении в Комитете министров Совета Европы тема Арцаха не фигурировала вообще. Между тем в выступлениях президента страны с европейских трибун постоянно акцентируется неразрывная связь Карабаха с Европой и приверженность европейским ценностям. В контексте председательства вполне можно было бы проявить креативность и тем или иным образом вовлечь карабахскую тематику в проводимые мероприятия. Тем более что Совет Европы в лице ПАСЕ постоянно и активно касается конфликта.
Мы привели всего лишь один пример привычной инерционности армянской дипломатии в том, что касается, в частности, НКР. Понятно, что тема эта не новая, наболевшая, к подобному положению дел все уже привыкли и ничему не удивляются, и т. д., и т. п. Но Уругвай - конкретный образец упущенных возможностей, когда, казалось, для признания реально созданы все предпосылки. Вряд ли в ближайшее время сложится столь же благоприятная ситуация для прорыва в этом вопросе, особенно учитывая ползучее распространение щупалец "икорной дипломатии", давно охвативших и страны Южной Америки.
Меньше всего хочется думать о том, что эти "щупальца" добрались до руководства Уругвая и оказали свое пагубное воздействие, остановив вроде бы созревшее решение. Но факт остается фактом: по прошествии 2 лет после заявления Луиса Альмагро вопрос все еще висит в воздухе и прорыва нет. Остается надеяться на то, что армянская сторона учла уроки слишком большой прозрачности процесса и слишком ранних фанфар по случаю еще не свершившегося признания и что очередной ноябрьский визит представителей Уругвая был все же связан именно с этим важнейшим для армянства вопросом.