Водная блокада Азербайджана возможна
Panorama.am представляет вниманию читателей статью газеты “Голос Армении”.
25 ноября Центр стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Азербайджана и Институт географии им. академика Г.Алиева Национальной Академии наук Азербайджана (НАНА) провели научно-практическую конференцию на тему "Гидротеррор и гидродиверсии Армении как угроза региональной безопасности".
Конференция началась со вступительного слова директора ЦСИ Фархада Мамедова и академика-секретаря отделения наук о земле НАНА Фахраддина Гадирова, после чего были заслушаны доклады, названия которых представляют несомненный интерес для армянского читателя: "Водный фактор в зарождении региональных конфликтов", "Возможные акты гидродиверсии на оккупированных Арменией территориях Азербайджана и пути их предотвращения", "Гидродиверсионные акты Армении против Азербайджана в плоскости международного права" и др. В рамках конференции также состоялась презентация книги научного сотрудника ЦСИ Араза Курбанова "Гидрокризис, гидровойны, гидростратегия". Было также принято решение о проведении в Баку в будущем году международной конференции по данной проблеме.
О чем, собственно говоря, речь? О нашем бездействии! В этой связи напомню известную фразу бывшего президента Турции Сулеймана Демиреля: "Мы не требуем совместного использования их (Сирии. – Л.М.-Ш.) нефтяных ресурсов, и они не должны требовать совместной эксплуатации водных запасов. Это дело суверенитета. Мы имеем право делать все, что хотим". Сказано это было в ответ на жалобы Дамаска относительно избыточного отвода Турцией вод Евфрата и Тигра, результатом чего стало опустынивание огромных территорий Сирии и вынужденного исхода населения.
Самым интересным в этой ситуации является то, что формально Демирель был прав и Турция не нарушала никаких требований международного права. Любое государство вправе использовать свои водные ресурсы в первую очередь для нужд своих граждан. Другое дело, что Турция использовала "водный фактор" не столько для удовлетворения собственных потребностей, сколько для решения политических задач, среди которых совсем не последнее место занимают территориальные претензии к Сирии.
Вода давно уже заняла прочное место в ряду стратегических ресурсов многих государств мира. Воды становится все меньше, а потребность в ней увеличивается с каждым годом. Это обстоятельство привело и приводит к напряженности между государствами, пользующимися водами одних и тех же рек. И эта тенденция продолжает усиливаться. И трудно не согласиться с мнением, что основными источниками конфликтов и войн ХХI века будут не энергоресурсы, а вода.
Собственно говоря, войны и противостояния из-за водных ресурсов уже не редкость на нашей планете, а живительная влага уже используется в качестве стратегического оружия. Пример с узурпированием вод Тигра и Евфрата Турцией, что привело к катастрофической нехватке воды в Ираке и Сирии и опустыниванию части территорий этих государств, далеко не единственный. Так, в 1997 году Малайзия добилась эффективного политического давления на Сингапур всего лишь угрозами перекрыть обеспечение Сингапура водой. Вода стала источником опасной напряженности между Таджикистаном и Узбекистаном, государствами Центральной Азии, Северной Африки, Ближнего Востока… Вода стала одним из пусковых механизмов конфликта в Дарфуре, уже унесшего сотни тысяч жизней. Интересный факт: в отчете на саммите об изменении климата в 2006 году бывший министр обороны Англии Джон Рейд заявил, что "вооруженные силы Британии должны быть готовы к разрешению конфликтов, включая вооруженные, из-за истощающихся источников водных ресурсов".
Конференция в Баку и принятое решение о провдении в столице Азербайджана международного форума имеет целью предупредить возможный отвод текущих в Азербайджан армянских рек. То есть то, чего мы, к сожалению, практически не делаем. Так, пальцев одной руки хватит для того, чтобы посчитать реальные шаги армянских государств в этом направлении. Да и из того, что сделано, действительно значимыми можно посчитать лишь рациональное использование вод Сарсангского водохранилища и перекрытие реки Воскепар, в результате чего 1100 гектаров сельскохозяйственных угодий Армении перешли в разряд орошаемых. Вот, пожалуй, и все, ибо остальные работы, как правило, проводились на реках, впадающих в Аракс, и практически не нанесли ущерба Азербайджану.
Между тем все эти работы должны проводиться с обязательным учетом двух критериев: а) польза для сельского хозяйства армянских государств и б) степень наносимого ущерба экономике Азербайджана. И не надо опасаться называть вещи своими именами. Перекрытие рек явится адекватным ответом на десятилетия транспортной блокады армянских государств со стороны Азербайджана и Турции, не скрывающих, что причиной блокады является конфликт Азербайджана с Республикой Арцах. Кроме того, Азербайджан устами своего президента и высокопоставленных чиновников постоянно угрожает нам новой агрессией и предъявляет претензии на всю территорию обоих армянских государств.
В этих условиях мы просто обязаны подорвать продовольственную безопасность Азербайджана и резко повысить степень социальной напряженности в этой республике. Армянские реки кормят всю западную часть Азербайджана и являются основным источником жизни для примерно полутора миллионов закавказских турок. Лишение воды западных регионов Азербайджана уничтожит сельское хозяйство этого образования и вынудит население, лишенное пастбищ и орошаемых полей, покинуть эти районы. Речь идет не только об укреплении военной безопасности, но и об орошении ныне лишенных воды огромных пространств Армении. И это в стране, не испытывающей недостатка в водных ресурсах! Парадокс, но Армения, обладающая достаточным запасом воды, относится к странам со слабо развитой поливной системой. В этом "виноват" ландшафт Армении, когда значительная часть зарождающихся у нас рек просто "стекает" по ущельям в Азербайджан. Но это отнюдь не значит, что мы должны примириться со сложившимся положением.
В самом деле, по расчетам специалистов, до 50% водных ресурсов Азербайджана формируется на территории армянских государств. Что же касается ныне подконтрольных этому образованию армянских провинций Утик и значительной части Арцаха, то зависимость этих регионов от армянских вод практически полная. Перекрытие армянских рек, таким образом, способствует отселению живущих в плененных армянских районах закавказских турок, подрыву сельского хозяйства Азербайджана, массовой эмиграции из этого образования и провоцированию социальной напряженности.
В самом деле, согласно оценке Института мировых ресурсов (США) за 2011 год, Азербайджан входит в первую десятку государств, страдающих от недостатка воды. Нехватка воды у Азербайджана в основном ощущается на левобережье Куры, ибо правобережье получает воду наших рек! Это означает, что закавказские турки, покинувшие вследствие нехватки воды западные районы современной Азербайджанской Республики, в подавляющем большинстве вынуждены будут покинуть эту республику.
Данная статья начата информацией о проведенной в Баку конференции. Обратим еще раз внимание на ее название. Нас пытаются обвинить в том, чего мы не делаем! Они боятся, а мы бездействуем. Фактически это – обвинение в бездействии. Больше того, в будущем году Баку проведет международную конференцию, на которой представители Азербайджана найдут возможность убедить гостей в "проводимой Арменией политике гидротеррора". На этой же конференции было принято решение "о необходимости вынести вопрос гидродиверсионных актов Армении на международный уровень".
Так давайте займемся тем, что жизненно необходимо нашим государствам. Это, кстати, еще и лишит азербайджанскую сторону возможности обвинять Армению в сплаве по рекам мин и других смертоносных игрушек. Наконец, чтобы представить, как бы поступил Азербайджан, если бы у него была возможность перекрыть нам воду, необходимо посмотреть на фотографию 1915 года. Умирающие от жажды армянские дети обвиняют нас в бездействии.