Жизнь в Баку за «фасадом» потемкинской деревни: разруха, нищета, тоска
Центр Баку красиво выглядит из окна автомобиля, переливаясь иллюминацией на высотных зданиях, то в пяти минутах езды от центра совсем другая жизнь - разруха, нищета, тоска. Об этом говорится в статье «Баку: жизнь из Бангладеш, фасад из Дубаи», опубликованной азербайджанским порталом «Хаккин.аз».
Автор отмечает, что туристы приезжают получать удовольствие, а не расстраиваться и потому не замечают в Азербайджане плохого.
Перевоплощение и обновление Баку не новое по своей сути действо, а также урок для всех быстроразвивающихся стран: как сделать город таким, чтобы был красивым из окна автомобиля. Переливается иллюминация на высотках, и горят огнем Flame Towers, развевается огромный флаг, и сверкает заново отстроенное колесо обозрения. «Баку – прекрасен, если… За “если” мы отправились совсем недалеко от центра, буквально за параллелью Площади Государственного флага, в пяти минутах езды, совсем другая жизнь. Не похожа она на бытность центрального города ни по форме, ни по содержанию. Разруха, нищета, тоска», - говорится в статье.
Автор отмечает, что на 20-м участке посёлка Баилово, или в поселке «Шанхай», как его называют бакинцы (так называется, впрочем, несколько районов Баку), тоже живут люди, у них тоже есть семьи и им нужна крыша над головой. Дома по большей части построены здесь незаконно и подлежат сносу, однако их никто не трогает. Впрочем, да и зачем: что делать государству с этой территорией? Для олигархов есть местечко слева, оно уже застроено особняками с прекрасным видом на город, ну, почти прекрасным, если голову не поворачивать.
«Маленький мальчик кричит на нас: “Зачем ты меня снимаешь?”,- и бьет меня кулаком. Для него камера – это издевка, никто здесь не хочет, чтобы кто-то знал, как здесь живут. Но никто и не знает. Можем ли мы себе представить, что фотография Баилово попадает в туристические справочники, сюда все чаще приезжают экскурсионные автобусы, а на въезде продают сувениры…смешно», - отмечает автор.
Как сказано в статье, при посещении такого города как Копенгаген, поражает не столько его красота или ухоженность, как сохранение этой красоты по всему пути следования. Тот же Тбилиси – одинаков, даже если и не всегда ухожен. «А вот Баку это в центре Дубаи: высотки, шопинг-моллы, хорошие дороги, а на окраине Бангладеш: мусорные свалки, разваливающиеся дома без каких-либо удобств, машины, изжившие свой век и чудом остающиеся на ходу, а главное люди, люди с безысходностью в глазах. Впрочем, не стоит ехать куда-то, можно дойти и пешком, достаточно завернуть в любой маломальский двор в центре города. Сравнение весьма показательное», - говорится в материале.
Автор отмечает, что у здания «Хрущевка», которое находится на одной площади с АзДрамой, теперь красивый фасад, но жизнь людей в самом здании стала только хуже.
Теперь у них стоят дешевые пластиковые окна, которые поставлены за счет государства - никакой шумоизоляции. Жители вынуждены слушать и шум фонтана, и шум машин, и пьяные разборки по ночам. Фонари, подсвечивающие дом, теперь слепят его полуспящих жильцов до 2 часов ночи. Дворы тоже никак не обустроены.
«Как ни странно, я думаю, что первое – чиновникам даже в голову не пришло позаботиться о своих же гражданах: теперь у них красивый фасад, мол, пусть радуются. Основная задача – сделать город красивым для тех, кто смотрит на него из окна автомобиля. Когда у нас были президентские выборы, я видела несколько машин наблюдательных миссий, в том числе ОБСЕ, колесящих по городу. Все они были с затонированными стеклами, очень черными! Я даже молчу о том, что это запрещено. Задача была в том, чтобы их не увидели, или чтобы они видели поменьше? Хороший вопрос. В общем, зануды БДИПЧ все равно увидели слишком много, но это уже другая история», сказано в статье.
По дороге из бакинского аэропорта реальную жизнь от тех людей, которые приехали в гости, отделяет большая стена. Такие «заборы с орнаментом» есть и в нескольких региональных городах. «Хотелось бы посмотреть в глаза человеку, который это изобрел, хотя вряд ли получится: человек этот умер давно и звали его Григорий Александрович Потёмкин. Преклоняясь императорам и местным, и заморским, занимаясь украшательствами без реального решения проблем, этот человек показал пример для всей страны – как выслуживаться. Да уж, спасибо, это мы усвоили лучше всего», - отмечает автор.