Назарбаев выполняет обязательства перед ТуркПА и Тюркским советом?
Panorama.am представляет вниманию читателей статью газеты “Голос Армении”.
В выступлении на заседании высшего Евразийского союза президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметился ожидаемым заявлением относительно вступления Армении в Таможенный союз. "Страна, как докладывал еще в Минске Виктор Борисович, более (чем Киргизия. – Л.М.-Ш.) подготовлена к присоединению к Таможенному союзу. Дорожная карта по Армении в целом согласована, полагаю возможным ее принять. Вместе с тем вопрос о границе Таможенного союза, где она будет проходить в Армении, в связи с нагорно-карабахским конфликтом остается открытым. Поэтому мы будем вместе с коллегами подписывать "карту", но с особым мнением, которое будет приложено", - сказал президент Казахстана.
На первый взгляд может показаться, что Назарбаев решил активно противодействовать вступлению Армении в Таможенный союз и ее участию в формировании Евразийского союза. Можно предположить, и это будет близко к истине, что у Нурсултана Абишевича существуют определенные обязательства перед Парламентской ассамблеей тюркских стран (ТуркПА) и Советом сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет). Не исключены и сепаратные переговоры Н.Назарбаева с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым по поводу создания помех на пути вступления Армении в вышеозначенные организации. В этом случае логично считать, что Назарбаев уже выполнил взятые на себя обязательства, "сказал свое слово", а там пусть даже и не рассветает. На это, кстати, указывают и слова президента Казахстана: дорожная карта по Армении в целом согласована, полагаю возможным ее принять".
Однако сказанное – наиболее оптимистичный вариант развития событий. Между тем мы пока не можем знать, какой будет редакция "особого мнения" Назарбаева. А оно может быть и достаточно жестким, ставящим серьезные препоны на пути присоединения Армении к Таможенному союзу.
Разумеется, ни Назарбаев, ни кто-либо иной не вправе определять таможенные границы Республики Армения. Это – суверенное дело Еревана. И Армения вправе и обязана проигнорировать "особое мнение" Казахстана относительно своих таможенных границ. Однако не все так просто. Назарбаев может поставить вопрос ребром: или принимаем Армению без Арцаха, или Казахстан выходит из Таможенного союза и отказывается принимать участие в формировании Евразийского союза.
Предположение это имеет под собой основания. Так, уже упомянутое выступление Назарбаева, несмотря на внешне "правильный тон", носило явный отпечаток фрондерства, более того, некоторые условия президента Казахстана просто не вмещались в логику формируемого Евразийского союза. Суть выступления Назарбаева сводилась к тому, что Евразийский союз должен явиться неким продолжением Таможенного союза: "…мы с вами говорили, не хотелось бы повторять, но политизация создаваемого союза недопустима. Мы видим, что происходит вокруг. Давайте создадим экономический союз, все придет в свое время. Мы строим экономический союз, поэтому задача комиссии не включать в договор положения, выходящие за пределы экономической интеграции. Я думаю, мы четко говорили на эту тему".
Проблема заключается как раз-таки в том, что мы действительно видим, "что происходит вокруг", в том числе и желание президента Казахстана вписать в дорожную карту по Армении "особое мнение".
Разумеется, Армения может возложить проблему "уламывания" Н. Назарбаева на Россию. Таким образом проблему можно решить и быстрее, и эффективнее. Однако это не тот случай. Армения сама должна защитить право Республики Арцах на полноценное участие в межгосударственных интеграционных процессах. Было бы серьезной ошибкой перепоручать проблему защиты интересов Степанакерта другому государству, пусть даже стратегическому союзнику, ибо в этом случае мы рискуем потерять контроль над происходящими в регионе событиями. "Уламывать" Назарбаева необходимо нам и только нам. И делать это с абсолютно полным учетом интересов армянских государств.
Назарбаев, не желающий политизации создаваемого союза, пусть даже не объясняющий парадокс такого видения, одновременно стремится политизировать присоединение Армении к Таможенному союзу. Претензии Назарбаева носят именно политический, а не технический характер, какими их рассматривает первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук, прокомментировавший агентству Регнум заявление президента Казахстана. И ответ Армении вместе с предложением о техническом преодолении проблемы также должен носить политический характер, главной составляющей которого, на наш взгляд, должно быть суверенное право Армении по определению своих таможенных границ. Это, кстати, полностью соответствует высказанному самим Назарбаевым требованию: "Еще раз отмечу, что политический суверенитет в нашем интеграционном объединении незыблем, и это аксиома".
С этим мнением президента Казахстана невозможно не согласиться. Однако уважение к политическому суверенитету государств не может носить дифференцированный характер – к одним больше, к другим меньше. И Армения, так же как и Казахстан, не может согласиться на ущемление своего суверенитета. Политический суверенитет государств – членов Таможенного и Евразийского союзов должен оставаться незыблемым. Вне всякой зависимости от желания потенциальных или реальных партнеров.
Однако, как уже было сказано, вполне вероятно, что озвученные Назарбаевым замечания являются подготовкой к некоему "отчету" перед ТуркПА и Тюркским советом, а "особое мнение" Казахстана не примет форму официально оформленных претензий. В этом случае Армении также не стоит раздувать скандал вокруг замечаний Назарбаева. Однако если Нурсултан Абишевич, вопреки здравому смыслу и интересам Таможенного и Евразийского союзов, продолжит настаивать на своем "особом видении" таможенных границ Армении и разыгрывать эту "карту", то и у нас есть чем и как ответить Казахстану. И, думается, опытному политику Н.Назарбаеву это хорошо известно. В любом случае - в Таможенном и Евразийском союзах будет вместе с Республикой Арцах. Или не будет вообще, ибо никакой политический или экономический союз никогда не сможет стать основанием для разделения армянского народа.