Россия усиливает военное присутствие в Армении не только в политических целях… Эксперт И. Сухов о сигналах Азербайджану и Турции
От вступления РА в Таможенный союз в политическом аспекте выигрывает Россия, а в экономическом плане – Армения, которая сохраняет при этом все потенциальные возможности для внешнеполитической работы в логике «и – и». Об этом в интервью Panorama.am заявил российский эксперт по Кавказу, начальник отдела вещания на Кавказ радиостанции «Голос России» Иван Сухов.
«Экономически Россия больше дает, чем приобретает: в частности, дотирует цену газа. Армения – безусловный приобретатель в экономическом плане. Если все пойдет, как намечено, возможно, удастся достичь такого инфраструктурного эффекта, который, что называется, сделает теплее каждый отдельно взятый армянский дом. Но явно не сразу… На обыденном уровне скорее всего едва ли стоит ожидать изменений в ближайшее время», – сказал специалист.
По словам И. Сухова, Россия выигрывает в политическом плане от вступления РА в ТС, поскольку «на фоне не особенно удачной политики в странах бывшего СССР только Армения, ее согласие на ТС, сейчас выглядит как безоговорочный успех».
«Это очень важно для российской администрации, она будет делать все, чтобы процесс дошел до логического завершения. Политически Армения, конечно, пропустила несколько шагов в направлении развития своего сотрудничества с Евросоюзом – но в основном из-за того, что ЕС строил свою политическую линию на логике “или – или”», – сказал эксперт.
На вопрос о т.н. «угрозе суверенитету» Армении, а также перспектив сотрудничества республики с ЕС при вхождении в Таможенный Союз И. Сухов ответил: «С моей точки зрения, Армения, не имеющая с Россией общей границы, не сильно рискует своим политическим суверенитетом и сохраняет все потенциальные возможности для привычной для нее внешнеполитической работы в логике “и – и” – и Россия, и ЕС».
По части сотрудничества в формате «и – и» эксперт видит для Армении перспективы в новых проектах южно-кавказского региона. «Если смотреть на более широкий политический контекст, разумное поддержание российской стороной союзнических отношений с Арменией может стать частью обновленного российского проекта на Южном Кавказе, в который при определенных условиях может быть вовлечена и Турция, и отчасти Грузия. Эти возможности могут быть гораздо шире вхождения Армении в ТС», – сказал И. Сухов.
Анализируя развития вокруг инфраструктурных проектов, в частности, перспективы функционирования Абхазской железной дороги, И. Сухов отметил: «Я полагаю, что проект Абхазской железной дороги перспективен и заинтересованы в нем прежде всего Россия, Армения и Турция. Армения, связанная железной дорогой с Россией, – это совсем иная Армения, чем сейчас – и в отношениях с Азербайджаном, и в отношениях с Турцией. По отношению к Азербайджану она автоматически становится сильней, по отношению к Турции – привлекательней, как транзитная страна. Думать о дороге стоит, в техническом отношении это весьма предметно делают в Грузии. Армянскому истеблишменту, армянской диаспоре следовало бы использовать весь имеющийся потенциал для продвижения проекта дороги в России, в Абхазии (где есть влиятельное армянское меньшинство) и в Грузии. Это было бы логично и в рамках ТС, и вне его».
На вопрос, каким образом тот факт, что Армения вступает в евразийский, а соседняя Грузия – в европейский интеграционный проект, отразится на экономике РА и на геополитических реалиях региона, Сухов ответил, что как раз это и открывает новые возможности для развития региона в логике «и – и». Он подчеркнул, что именно подобное пересечение двух проектов дает возможность их комбинировать. Но это, по его словам, будет возможно в том случае, если Россия и ЕС будут рассматривать регион именно как зону сотрудничества, а не геополитической конкуренции, который будет пагубным для всего региона.
«Россия, как и другие вовлеченные стороны, прежде всего должна согласиться играть не (или хотя бы не только) в логике конкуренции, а еще и в логике конструктивного участия… Сотрудничество – единственный конструктивный вариант, поскольку и Россия, и ЕС заинтересованы в стабильности, развитии и процветании на Южном Кавказе», – сказал эксперт.
И. Сухов еще раз подчеркнул, что для успеха российского проекта на Кавказе, который опирается на Армению, а также на Абхазию и Южную Осетию, необходимо развитие инфраструктурной связки «север – юг». Грузия, в свою очередь, стратегически абсолютно не проиграет, если к оси «восток – запад» добавится и ось «север – юг». «Более того, так как Грузия в силу географии остается неизбежным участником любого российско-армянского проекта, можно рассчитывать на позитивный опыт работы в логике “и – и”. Это единственный способ сохранить то, что было достигнуто в российско-грузинских отношениях за 2013 год», – сказал он.
Эксперт также обратился к причинам расширения российского военного присутствия в Армении: «Россия, с одной стороны, заинтересована в поддержании военного баланса в регионе. Основное назначение той же базы в Гюмри – это именно сдерживание Турции. А с другой стороны, Россия, как и Турция, заинтересована в расширении торговли и вообще экономического обмена. Для этого Закавказье уже сейчас является удобной и перспективной площадкой. Россия заинтересована в экономическом разблокировании Армении. В этом вопросе многое – практически все – зависит от Турции, и в интересах России было бы потеснить азербайджанское лобби в Турции. Усиление военного присутствия может быть сигналом Азербайджану: роль Баку на Южном Кавказе признается в Москве, но Москва хотела бы сохранить за собой право последнего слова так долго, как это будет возможно. Даже если это слово никогда не придется произносить».
Вероятность войны в Карабахе эксперт оценил как высокую (независимо от того, будет ли подписано какое-либо соглашение), но в то же время отметил, что «на конфликт Азербайджан едва ли пойдет, не будучи уверен в хотя бы политической поддержке Турции, а Турция, при наличии базы в Гюмри и генерального интереса к нормальным отношениям с РФ, может ее и не оказать».
Беседу вела Нвард Чаликян